Я получила такой вопрос от читателя: «Подскажите что-нибудь по нравственному воспитанию дошкольников и как это можно оформить? подготовить типа проекта и как сузить тему?». Постараюсь рассказать, что в себя включает нравственное воспитание дошкольников и как это можно преподнести.
Содержание статьи:
Что такое нравственное воспитание и когда его начинать
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.
В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.
Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.
Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.
Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.
Цели и средства нравственного воспитания
Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:
- научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
- воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
- объяснить правила этикета;
- научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
- дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
- развить патриотические чувства.
Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:
- Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
- Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
- Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
- Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).
Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.
Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий. Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию.
Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста
Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:
- Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
- Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
- Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
- Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.
Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.
От теории переходим к практике
Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.
Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.
Те, у кого еще нет опыта работы и написания конспектов, могут посмотреть готовые расписанные занятия моих коллег. Прекрасные сценарии находятся, если поискать в интернете по словам «нравственное воспитание конспект НОД». Там есть о дружбе, этикете, доброте, толерантности, семье, помощи по дому и многом другом для деток разного возраста. Если делать презентацию для малышей, то обязательно совмещать ее с деятельностью и играми, чтобы не было скучно.
Видела шикарную идею – занятие НОД в форме интервью с журналистом из газеты. Разнообразие игр и материалов впечатлит даже человека с фантазией. Если ребенок не ходит в ДОУ, а обучается дома, многие наработки можно применить. Особенно они эффективны, если дети занимаются по несколько человек – с друзьями и сверстниками. Так они глубже ощущают серьезность момента.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Нравственное воспитание необходимо, особенно это важно для детей, которым взрослые не уделяют достаточно времени, детей из неблагополучных семей и детей, воспитанных телевизором — тех, у кого дома постоянно работает телевизор. Дети видят фильмы с драками, скандалами, убийствами и т.д. И воспринимают это как норму, особенно если еще и семья не самая благополучная.
Да, Татьяна, действительно очень важно что бы мы соответствовали своим учениям, иначе ребёнок будет смотреть и не понимать почему взрослый его учит, а сам не выполняет этих правил. Где то в сети мне попалась фраза: не учи ребёнка, научи себя.
Согласна. Есть еще замечательный афоризм на эту тему:
«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»
Да, это правда такой труд, спасибо воспитателям и учителям за их труд и терпение.
Жаль, что государство этот труд не ценит. Не зря премьер советовал педагогам идти в бизнес.
Зарплата педагогов, особенно молодых, настолько мала, что на нее можно разве что не умереть с голода. Поэтому сейчас острая нехватка педагогических кадров, особенно в городах, где люди с высшим образованием могут найти работу поспокойнее и с более достойной зарплатой.
А я бы весь смысл нравственного обучения уместил в одно недлинное предложение. Нравственное обучение — это превращение ребёнка в Человека. Больше согласшусь с мнением, что нравственность в большей или меньшей мере можно привить , но ни в коем случае обучить. Абсурдно смотрятся уроки нравстенности, если таковы где-либо проводятся. Нельзя научить человека того, что можно осознать исключительно чувствами. И кстати, разделять нравственное воспитание на экологическое, трудовое, гражданское итд, на мой взгляд, тоже неправильно. Мировоззрение (а именно под этим словом распознают нравственность) не может быть частичной и сфокусированной на какой-то конкретной сфере.
Я иногда сталкиваюсь в интернете с конспектами НОД, упомянутыми в статье. Это настоящее волшебство и полноценный сценарий занятия. Вообще не представляю, как все можно так расписать, начиная от слов «Здравствуйте, дети», и заканчивая подбором игр, пословиц и другого материала. Интересно, сколько по времени пишется такой конспект. Работа воспитателя — это огромный труд. Не только с детьми, а из-за конспектов и другой работы, в том числе бумажной.
Такие конспекты и вправду отнимают очень много сил и времени. Не каждому дано творить что-то подобное. Сам сталкивался с аналогичным заданием (Педагогика на 4-м курсе Вуза). До мелочей приходилось обдумывать каждый пункт конспекта, а весь написанный текст надо было «пропустить через себя». Если не воссоздашь на яву то, что пишешь, то такой конспект будет неполноценым и «сырым».
Но сложность постепенно теряется, с каждым новым конспектом приходит уверенность в своих силах. Для новичков посоветовал бы начать с тем, где немного минимум сложных процессов и терминов.
Про силы и время верно подмечено. Хорошо, что сейчас у воспитателей есть возможность обмениваться опытом и наработками через интернет. Можно воспользоваться готовым конспектом, используя его как есть, или внося свои изменения.
Олег, а если не секрет, какая у вас специальность? Вам преподавали педагогику и вы составляли конспекты НОД — у вас педагогическая специальность и вы наш с Татьяной коллега? Есть опыт работы по специальности?
Секрета никакого нет)) Специальность не педагогическая, но курс педагогики нам отчитали…а потом еще, ох как, на сессии проэкзаменировали)) А так, я больше по географии выступаю))
Ну, раз курс педагогики отчитали, то при желании и нехватке педагогов можно все-таки устроиться работать в школу или репетитором. Тем более, что география есть среди школьных предметов. Так что, будем считать, что почти коллега : )