Привет всем, кого интересует педагогика! С вами снова Сухих Татьяна и это неудивительно, ведь вы посетили мой авторский блог. Поскольку изобразительное искусство – один из главных способов постичь мир и самовыразиться, то хочу подробней остановиться на вопросе: дошкольное рисование. Мы стараемся в детском саду дать максимум вашим детям, чтобы они могли развивать свои творческие способности. Детки поют, рисуют, лепят, танцуют… А всё ли вы делаете, уважаемые родители, дома, чтобы малыши имели возможность проявить свой потенциал?
Если взять нашу тему – рисование – первое и самое главное, что нужно обеспечить ребенку, – это качественные художественные принадлежности, удобное рабочее место, возможность получать советы по поводу техники рисования и работы с материалами.
Подбираем орудие труда для юного художника…
Где можно найти качественные товары для маленьких художников? Конечно, в моем любимом интернет-портале «OZON.RU»!
Так, начнем с карандашей – советую брать хорошего качества, они должны оставлять четкий след на бумаге, цвета должны быть насыщенными, а также, что немаловажно – карандаши должны легко затачиваться. Фирма Herlitz – довольно неплохой производитель, особенно интересные у него акварельные карандаши.
Как ими пользоваться? После того, как рисунок разукрашен, можно аккуратно смочить отдельные участки или всю композицию водой. Получится эффект, как от акварели.
На «Озоне» вы найдете также другие принадлежности для живописи, рисунка, а также ручки, фломастеры, мелки и прочие важные и нужные для творчества вещи. Не нужно «бродить» по всему Интернету в поисках «канцелярии» – все есть в «Озоне».
Чтобы разнообразить и увлечь детей изобразительным искусством, нужно предлагать им как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. С детьми можно рисовать через трафарет – это увлекательно и полезно для тренировки пальцев и координации движений.
Вот, например, набор трафаретов «Воздушный транспорт» – здесь все летательные объекты, которые только существуют. Малыш сможет рисовать сюжетные композиции, используя сразу несколько трафаретов. Так, с помощью этого нехитрого приспособления ребенок научится, в конце концов, самостоятельно изображать на бумаге самолетики и ракеты.
Ну, а как наши интерактивные детки могут обойтись без чего-то, связанного с современными гаджетами? Предложите им «Живые 3D раскраски» – уникальные развивающие картинки, которые оживают на глазах изумленной публики, стоит на рисунок навести планшет или смартфон. Сначала, конечно, нужно раскрасить картинку, а потом можно играть, слушать сказку и наблюдать, как персонажи начинают двигаться. Дети будут в восторге!
Какие бывают техники рисования?
Рисование для детей младшего дошкольного возраста в детском саду проходит, возможно, не так весело, как это бывает дома, но мы основной упор делаем на освоение воспитанниками разных техник и возможностей различных материалов.
Начнем с техник – они могут быть традиционными и нетрадиционными. Программа обучения рисованию в ДОУ отводит больше времени на привычные всем способы изображения на бумаге предметов и живых существ.
Так, мы обязательно рисуем цветными карандашами и красками, включая гуашь и акварель. Существуют принятые методики, с помощью которых мы даем воспитанникам необходимые навыки владения карандашом и кистью.
Обязательно нужно учить деток, как пользоваться кисточкой, красками, объяснять, для чего вода нужна, зачем предварительно делать эскиз простым карандашом. Учите пользоваться ластиком, также покажите, как смешиваются цвета. Освоив начальные навыки, дальше можно давать ребенку полную свободу для творчества, но помогать ему оттачивать технику.
Дома начинать осваивать рисование можно посредством пальчиковых красок. Есть вполне безопасные краски, которые не навредят детям даже при проглатывании. Покажите, как сделать отпечатки пальцев на бумаге, целой ладони, ступни. Затем можно делать более интересные оттиски – листьев, кожуры апельсина, поролоновой губки, специальных штампов и т.д.
Постепенно приучаем ребенка пользоваться кистью, сначала без предварительного эскиза простым карандашом. Пусть научится брать краску кисточкой, промывать ее, делать линии, точки, мазки.
Мы начинаем в садике с линий, точек, затем переходим к более сложным изображениям. Развитие навыков рисования у дошкольников происходит поэтапно: от простого к сложному. Дома вы сами контролируете процесс: если вы видите, что ребенок уже освоил работу с красками, дайте ему разукрасить гуашью или акварелью контуры рисунка.
Лучше сразу давать малышу гуашь – она имеет насыщенный цвет, ее не нужно размачивать водой, она ложится плотным слоем. Акварель часто попадается слишком бледная, дети ее не любят. Познакомите ребенка с акварелью в старшем возрасте, когда придет время осваивать новую технику рисования мокрый пейзаж, например.
Что касается вопроса: что лучше выбрать – карандаши или фломастеры, то скажу так. Мы в детском саду пользуемся карандашами, поскольку они физиологически лучше подходят для детских пальчиков, формируют адекватное цветовосприятие, развивают правильные навыки удерживания в руке. Идеальная форма для самых маленьких – трехгранные карандаши. Также стоит обращать внимание на мягкость грифеля, нужно отдавать предпочтение мягким.
Почему фломастеры не такие частые «гости» в детском саду? Их колпачки – опасная вещь, ребенок незаметно для воспитателя может проглотить или запихнуть колпачок в нос. Кроме того, дети постоянно забывают закрывать фломастеры, от чего те быстро засыхают. Также они сильно пачкают и плохо отмываются, часто изображение переводится на стол или следующий лист в альбоме. Еще один минус фломастеров – дети не могут рассчитать силу давления на грифель, периодически портят фломастеры, сильно надавив.
Мы рекомендуем предлагать ребенку фломастеры после того, как он научится рисовать карандашами. Повторюсь, что из-за колпачков мы разрешаем рисовать фломастерами деткам старшего возраста – примерно с 5 лет.
Хотя, конечно, фломастерами рисовать легче, цвета яркие, насыщенные, линии – более толстые, быстрее закрашиваются большие участки на бумаге. Дома вы можете выбирать на свое усмотрение, чем малыш будет рисовать впервые: пальчиковые краски, фломастеры, мелки или карандаши.
Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте могут быть такие: пальчиковое рисование или всей ладонью. Так же, как я уже говорила, можно использовать любые предметы для создание оттисков, красивых фактур на плотном слое гуаши.
Рисовать можно не только кистью, но и ватными палочками, трубочками для напитков, поролоновыми губками. Интересно получается, если использовать комок мятой бумаги, который макаем в краску и прижимаем к листу.
Можем освоить технику рисования брызгами, кляксами, каплями, точками, мазками и т.д. Помимо этого, рисовать интересно пластилином, песком, даже солью!
Мы в садике учим деток делать гравюры: закрашиваем лист черной гуашью, а затем процарапываем изображение зубочисткой.
Вроде бы все, что хотела, написала. Если вам показался этот текст интересным, прошу делиться ссылкой через социальные сети, а также подписывайтесь на рассылки!
С уважением, Татьяна Сухих. До скорой встречи, друзья!
Рекомендую прочитать:
Рисование акварельными красками с детьми: тонкости обучения дошкольников
https://metodbv.ru/netraditsionnoe-risovanie-v-starshej-gruppe/
Какая красивая сова из смешариков! Прямо точь в точь Совунья. Я видела очень много техник рисования, например каждый художник (если он не рисует с помощью программ) изображает картины совсем по разному, у каждого свой стиль.
Все правильно, от «орудия труда» многое зависит. А рисовать разными инструментами и разными способами очень интересное занятие для детей.
Скоро первое сентября и у нас уже как традиция в школе, дети в первый день рисуют планету, мир вокруг себя. Вот, наверное, и проведу я этот урок им нетрадиционно))) Либо только карандашами, либо пусть пальчиками рисуют.
Какая интересная традиция, у нас такой не было. А потом из таких рисунков выставку общешкольную не устраивают?
Рисование — очень полезное занятие! Многие детки любят экспериментировать и изобретать свои нетрадиционные техники, но показывать им различные способы нужно обязательно. Моя дочка тоже очень любит необычные техники рисования, разве что пальчиками и ладошками ей рисовать не нравилось, потому что для этого их надо было испачкать в краске — это мы с ней пробовали уже гораздо позже, чем рекомендуется, просто уже ради получения такого опыта и тренировки фантазии.
Рисование — одно из основынх увелечений ребенка. Развивать эти способности очень полезно! Хорошо, что есть там много сособов!
Все дети любят рисовать. И начинают это делать чуть ли не с полутора лет. Хорошо, когда рядом есть люди, способные посоветовать, направить… Татьяна, читаю ваш блог с удовольствием.
Спасибо Ирина, мне очень приятно
У меня пятилетний сын почему-то не любит рисовать фломастерами, а вот восковыми мелками работает с удовольствием. А с краской — просто беда. Обожает смешивать цвета либо прямо в красках, либо в баночке с водой. В итоге комплекта красок хватает на пару раз. Рисовать ему не интересно, а интересно смешивать краски.
это вполне нормально, дети любят экспериментировать, не каждому дано рисовать, но азы даются всем
Татьяна, сейчас действительно огромный выбор как материалов для рисования, так и техник исполнения и для развития ребенка грех ими не воспользоваться — спасибо зарекомендации
Всегда рада помочь))
Рисование — очень полезное для развития ребёнка занятие. Это и ум, и творчество, и эмоции. Я люблю рисовать с детьми.
Вы, Галина, тоже работаете в детском учреждении?
Рисовать можно не только с чужими детьми, и со своими детьми, внуками, племянниками и т.д.
Очень интересная и полезная статья. Много почерпнула информации. Моему малышу пока только полтора годика, но уже сейчас я отмечаю, что ему нравятся карандаши и ручки. Он пытается ими на бумаге уже сейчас что-то свое произвести…) Я купила ему специальную доску для рисования, ему нравится!
У нас магнитная доска для рисования тоже была очень дочкой любима. На ней столько первых шедевров появилось : )
А что с колпачками от фломастеров не так? Почему только с пяти лет?
Как это, что… дети полностью запихивают колпачки в рот и в нос некоторые суют… даже такое было, по этому с пяти
Но родители покупают фломастеры детям и раньше 5 лет. Некоторые даже и карандаши не приобретают, считая, что рисовать фломастерами проще, при этом не думают совсем о безопасности своего ребенка.
Если сидеть с ребёнком рядом и следить за ним как он рисует, то ни чего страшного не произойдёт и рисовать можно фломастерами, главное не позволять засовывать в рот стержень фломастера, колпачок. В саду деток много, ради их же безопасности, мы придерживаемся таких правил.
О Господи.. У меня дочь спокойно рисует фломастерами и сама закрывает, так ей всего полтора годика. И сын никогда таким не занимался. Поэтому и спросила.
в садике они смотрят друг на друга, да, к сожалению бывают такие дети которые подают дурной пример…
В садике детей много, а большинство садиков вообще переполнены, воспитателям очень сложно уследить за всеми детками, поэтому, действительно, лучше перестраховаться и исключить все ситуации, которые могут быть потенциально опасными. Мы с дочкой тоже рисовали фломастерами очень рано, и я спокойно могла ее оставить без присмотра за этим занятием — проблемы запихивания в себя мелких предметов у нас не было.
И еще вспомнила про фломастеры: мне когда-то попадалась статья одного художника, он категорически не советовал малышам давать для рисования фломастеры. Если не ошибаюсь, объяснялось это тем, что детям важно развитие мелкой моторики, мышц кистей рук и т.д. При рисовании карандашами нужно на них нажимать, от силы нажима зависит яркость и толщина линии. А на фломастер давить не нужно, рисовать им очень легко и просто, поэтому дети после знакомства с фломастерами могут даже отказываться рисовать карандашами.
Сады у нас и правда переполнены. У моего дома построили 4 новых детских сада. В каждой группе по 60 человек. Мне кажется там даже и имена нереально запомнить.
Верно, а воспитатели отвечают за каждого ребенка, поэтому они и пытаются предусмотреть возможные опасные для здоровья детей ситуации и исключить их. Если бы я работала в садике, я тоже не стала бы давать малышам фломастеры.
Но насчет имен — если воспитатель работает в одной группе и у него только 60 человек, запомнить имена легче, чем учителю, который приходит работать в школу и у него 6 — 7 классов по 30 человек, которых тоже надо запомнить, и чем быстрее, тем лучше : ) Для меня это было проблемой.
Очень хорошие рекомендации для развития способностей к рисованию у детей. Понятно, что художником станет далеко не каждый, да и художественные способности имеются не у всех. Я, так например, рисовать не научился… Разве что квадрат Малевича осилю. Но дети любят рисовать практически все. И вот тут как раз надо им помочь, дать толчок к развитию общего творчества… Прививать любовь к такому творчеству вообще.