Приветик, мои дорогие друзья! Татьяна Сухих радуется каждой встрече с вами, и приготовила новую тему: «Мастер-классы для детей». Это модно сегодня, любой вид обучения назвать громко на иностранный манер. А что на самом деле представляет собой этот метод, и чему мы можем научить наших малявок? Думаю, всем моим читателям поднадоели уроки лепки, рисования, аппликации, правда? Предлагаю научить ребят действительно полезным вещам!
Содержание статьи:
- 1 Обзор новинок методических пособий по теме
- 2 Чему можно научить детей в формате мастер-класса дома?
- 3 Развиваем полезные умения
- 4 Несколько советов по домашним студиям
- 5 Песочный мастер — класс для детей и их родителей
- 6 Мастер-класс по нетрадиционному рисованию для родителей – вдохновляемся вместе!
- 7 Дерево счастья мастер-класс: рекомендации и процесс создания
- 8 Мастер-классы для детей – приобретаем умения на всю жизнь!
- 9 Мастер класс: куклы своими руками для театра и игр
Обзор новинок методических пособий по теме
Хочу сразу «отстреляться» и перейти непосредственно к изложению темы. Итак, традиционно, предлагаю ознакомиться с интересной литературой из «УчМага»:
- «Мастерилка. Ожившие листочки. Коллаж из листьев. Для детей от 4-х лет»;
- «Мастерилка. Листья, травы, семена. Аппликация из листьев. Для детей 5-7 лет»;
- «Планирование деятельности по сопровождению детей 3-4 лет в мир культуры»;
- «Выгляни в окошко. Мастер-классы для детей и взрослых»;
- «Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет)».
Надеюсь, эти пособия пригодятся как моим коллегам-педагогам, так и родителям дошколят.
Чему можно научить детей в формате мастер-класса дома?
Мастер-класс, то есть, урок мастерства, другими словами – домашняя студия, тренинг, мастерская – в какой-либо сфере деятельности можно проводить даже для детей 3 лет. И мне видится задача этих уроков в том, чтобы научить такому умению, которое пригодится в жизни. Лепить, рисовать и т.п. малыша обучат в садике, а вот готовить, посуду мыть, убирать – это «ремесло» нужно освоить дома.
Помимо этого, не забудем научить деток таким вещам, освоив которые, они смогут сами себя развлечь и научить своих друзей чему-то.
Значит, делим домашние студии на сугубо практичные и развлекающие.
Так, к первому виду я отнесу уроки кулинарии, уборки, мытья посуды. Я видела в Интернете короткое видео, где маленькая девочка, лет 3-4-х, представительница восточного народа, так мастерски раскатывала тесто маленькой скалочкой, что я диву давалась. «Пустите детей на кухню!» – призывают психологи в один голос с кулинарами. Практика показывает, что абсолютно все дети рано или позже проявляют интерес к кулинарии.
И если мы не оттолкнем малыша, а терпеливо и добросердечно откроем секреты самых простых или, почему нет, изысканных блюд семейной кухни, то в дальнейшем можем рассчитывать на то, что в старости наши дети нам подадут не только пресловутый стакан воды, но и нечто более питательное. Даже самые простые мастер-классы для детей по кулинарии разбудят интерес к процессу приготовления, и что главное – не сформируют уверенность, что кухня – адское место.
С чего начать? Малышам хорошо на первых порах удается нарезка: купите безопасных детский ножик, поручайте порезать ингредиенты для зажарки, салата. Затем учим перемешивать, замешивать, работать с другими кухонными приспособлениями. Сшейте поваренку фартук, колпак или косыночку, отведите место для работы.
Освоив простые манипуляции, малыш готов делать бутерброды, потом дело дойдет до теста и выпечки печенья с применением формочек. Работу с плитой начинаем не ранее 6-7 лет, когда показываем, как готовить омлет или отварить яйцо.
Развиваем полезные умения
Точно так же и с уборкой: нужно учить правильно мыть посуду, пользоваться шваброй, протереть пыль, вытирать стаканы и т.д. Как не переступить грань между трудом в удовольствие и обременительными обязанностями? Обучать в форме игры! Это школьники могут успешно освоить знания и умения в форме практического занятия, а деткам младшего возраста без игры неинтересно.
Что касается домашних студий по развлекающим умениям, то предлагаю перво-наперво научить делать «домик». Ясно, что в процессе сооружения вигвама или шалаша мастер-класс плавно перерастет для детей в игру в индейцев! Кстати, отличный вариант обучающего сета: дети и получат новое умение, потом передадут знания друзьям и смогут всегда занять сами себя игрой.
Самый простой вариант – стол накрыть простынями так, чтобы только вход остался. Внутри застелить одеялами или если есть – мехом – и готово.
Для настоящего дома индейцев понадобятся 5-6 реек, палочек, длиной около 1,5 м. Их нужно скрепить между собой веревкой – это будет каркас. Поверх застилаем тоже простынями или шьем специальный чехол.
Во время прогулки в лесу научим малышей делать настоящий шалаш из веток! Поверьте, это будет незабываемый урок для ребенка. Вместе нарубив сучьев, вы, преимущественно папы, дадите детям понятия о ручном труде и инструментах, подготовите к более сложным операциям с деревом, пилкой, топориком. Не бойтесь травм!
Чем раньше мальчишки и девочки «подружатся» с простыми инструментами бытового назначения, тем с меньшей вероятностью когда-нибудь поранятся.
Поскольку на дворе еще февраль, а у нас так снег и не думает таять, включите в программу домашних занятий зимние мастер-классы для детей: даже элементарный навык лепить снежки, научиться определять пригодность снега для построек крепости – уже можно смело считать обучающим сетом. Но не путайте понятия мастер-класс и эксперимент.
Мастер-класс предполагает овладение умением под руководством мастера, а эксперимент – получение знаний и сведений о предмете путем его исследования. Но это так, к сведению…
Несколько советов по домашним студиям
Вопрос о том, спонтанно проводить практикумы с детками или специально готовиться к домашним мастер-классам, конечно, интересный. Я как воспитатель являюсь поборницей планирования. Да, может получиться и незапланированное мероприятие чудесно, познавательно, результативно. Но я бы составляла расписание, чтобы не попасть в цейтнот. Прикинули, когда у вас менее загруженный день, записали себе: учимся резать колбаску с дочкой.
Дети любят организованность, это делает их жизнь спокойной, стабильной. Отлично, если вы сделаете расписание и повесите на холодильник, к примеру. Ребенок будет знать, когда что его ожидает. А иначе может случиться несовпадение ваших желаний и настроения ребенка: у вас появилось время научить детку варить яйцо, а у детки – время игры с любимой куклой.
В принципе, это все, что я хотела сказать на эту тему. Если есть желание получать новости – подпишитесь на обновления, и отдельно прошу поделиться ссылкой через соцсети этим материалом.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Песочный мастер — класс для детей и их родителей
Здравствуйте дорогие друзья и читатели блога, на связи Татьяна Сухих…
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию для родителей – вдохновляемся вместе!
Добрый день, уважаемые мамы-папы, а также дедушки-бабушки! Воспитатель со стажем…
Дерево счастья мастер-класс: рекомендации и процесс создания
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Близятся наши любимые праздники,…
Мастер-классы для детей – приобретаем умения на всю жизнь!
Приветик, мои дорогие друзья! Татьяна Сухих радуется каждой встрече с…
Мастер класс: куклы своими руками для театра и игр
Всем привет, с вами Татьяна Сухих и мой блог для…
Тоже считаю, что детей надо вовлекать и в кулинарные дела и другие домашние — это и ребёнка приучает определённым навыкам и плюс это дополнительное общение с детьми, которого порой так не хватает.
Для деток такие мастер-классы и интересны и полезны. А самое главное, чтобы они были сами заинтересованы.
Вообще, мастер-классы — это очень полезная вещь для развития детей, причем на любую тематику. Но я считаю, что гораздо эффективнее организовывать их в детских учреждениях и обязательно в кругу других детей. Так как дома, например, моя дочь может уйти посреди любого занятия под предлогом «мне надоело», а в компании других детей и под надзором чужих людей вынуждена доводить дело до конца))
Татьяна, согласна с Вами — нужно учить детей полезным навыкам. Заметила, что все дети любят возиться с тестом. А если ещё и приготовить творение ребёнка, восторгу юного кулинара не будет предела.
Но и творческие мастер-классы не стоит отвергать.
Спасибо! Статья для раздумий, и достаточно идей. Мы сейчас с сыном осваиваем кулинарию. Очень интересно наблюдать за ним на кухне.
интересная тема, как раз моя)!