Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
07
Июль

Лепим птичек с детками старшей группы детского сада

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Лепка

Татьяна Сухих приветствует всех гостей, давних и новых друзей блога! Углубляя тему о лепке в детском саду, мне хочется более подробно остановиться на методах обучения малышей этому развивающему занятию. Обязательным этапом образовательной программы является создание фигурок животного и пернатого мира из пластилина. Лепка на тему птицы в старшей группе предусматривает обучение более сложным приемам воссоздания с помощью пластичного материала формы, которая соответствует образцу, предложенному воспитателем.

Лепка или рисование по образцу – важный элемент в развитии зрительной памяти, внимания, умения зафиксировать детали и передать образ в целом. Не устану повторять, что любое творческое, сюжетно-ролевое, спортивное занятие малыша – это не просто забавка, а огромная работа по самосовершенствованию.

Почему-то лишь педагоги меня понимают, а родители в большинстве случаев несерьезно относятся к моим рекомендациям по поводу развития дошкольников посредством творческих и физкультурных занятий, которые нужно проводить с детками дома. Это подготовит дошкольника к сложнейшему этапу в жизни – школе.

Стоит ли объяснять, как птица, слепленная из пластилина, поможет ребенку в школьной жизни? Надеюсь, что не стоит…

Что-то меня понесло в философствование, лучше расскажу о литературе в помощь воспитателям и активным родителям.

 

Помощники из Интернета

 

Перед тем, как начинать лепить птичку, нужно рассказать о ней и обязательно показать иллюстрации, чтобы перед глазами у ребят был образец. Вот как раз для этой цели можно использовать набор обучающих карточек «Птицы», который можно купить в Интернет-магазине «OZON.RU». 20 больших красочных картинок помогут детям расширить словарный запас, выучить названия птиц, развить фотографическую память.

 

 

Что еще понадобится для лепки пернатых? Понятно, что материал. В детском саду обычно мы лепим из пластилина, но бывает, что используем другие материалы. Отличный выбор на том же «Озоне»: пластилин разных цветов и разных производителей, масса для лепки, тесто, кинетический песок и необходимые аксессуары вы сможете выбрать, не вставая с кресла, как говорится. Все материалы сертифицированы, проверены, рекомендованы к использованию в условиях ДОУ, школы и дома.

 

 

Перейдем к книгам. «УчМаг» предлагает методичку «Лепка в детском саду с детьми 5-7 лет», которая поможет воспитателям составить конспект урока по лепке, а активным родителям – в решении проблемы, чем занять ребенка в выходной или на каникулах. В принципе, дополнительные карточки с иллюстрациями не нужны, в методичке есть красивые картинки.

Магазин в Интернете «Книга.ру» презентует два пособия по нашей теме: «Лепка в детском саду. Конспекты занятий» и «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ». Мне обе книги нравятся, думаю, их стоит приобрести в библиотечку воспитателя, чтобы внести что-то новое в свою методику планирования развивающих занятий с дошкольниками. Первая методичка интересна тем, что там показано, как можно синтезировать несколько видов искусств (народная игрушка, скульптура малой формы, рисование, музыка, художественное слово) в занятиях лепкой.

Хорошие конспекты, рекомендую.

А второе пособие более универсально и посвящено не только лепке, но и аппликации, рисованию. Все занятия содержательны и взаимосвязаны, это целая система по эстетическому развитию дошкольников.

 

Как проходит обучение лепке в старшей группе?

 

Старшая группа, приступая к творческим занятиям в первом квартале учебного года, закрепляет навыки, полученные ранее. У деток это возраста гораздо больше физических и психологических возможностей для того, чтобы быть более искусными в разных видах творчества.

Так, уже пошел процесс окостенения кистей рук, мышцы окрепли, пальчики стали более подвижными, а мозг способен контролировать более высокую точность движений и координацию. Внимание становится устойчивым, заостряется, память становится более цепкой. Все эти факторы способствуют тому, что дошкольники этого возраста могут делать свои поделки из пластичных материалов заметно лучше.

 

 

Вместе с тем воспитанники старших групп не уделяют достаточно внимания деталям, они не стараются сделать работу более совершенной, больше отвлекаясь на придумывание действий и ситуаций с предметом. Например, малыш слепил курочку кое-как, но решил слепить и цыплят, хотя это не требовалось.

Задача воспитателя и родителей – мотивировать детей уделять внимание мелочам, которые как раз делают изделие реалистичным. Мы показываем приемы и способы, как слепить фигурку или предмет характерной для оригинала формы, пропорции, динамики, не забывая о деталях.

 

  • Итак, в 1 квартале ребята лепят знакомые им предметы, как из целого куска, так и из отдельных частей, соединенных между собой. Это животный мир и человек – что-то из народного творчества, куклы, птички-свистульки и т.п. Мы с детками вспоминаем и закрепляем те навыки, которые получили в средней группе. Как раз осенью уместно провести занятие «Перелетные птицы» и изобразить пернатых, которые отлетают и тех, которые остаются. Мы уточняем размеры и пропорции, следим, чтобы они соответствовали оригиналу;

  • Второй квартал начинается в декабре и раз мы говорим о лепке птиц, то никак не обойти эту тему в старшей группе. Проведем беседу о том, как трудно птичкам зимой, когда очень непросто найти корм. Предварительно изготовим кормушки и потом можно провести занятие «Птицы на кормушке».

 

Обычно мы читаем какой-то рассказ о зимующих пернатых, потом отгадываем загадки, раздумываем, как помочь птицам зимой. Потом изучаем картинки, обращаем внимание на особенности той или иной птички. Начиная работу по лепке, планируем пошагово, как и что делать.

Воспитатель задает вопросы о способах лепки, которые подойдут для изготовления конкретной птицы, и сам показывает некоторые новые приемы. Например, что можно сделать клювик из зернышка, показывает, как наносить стеком текстуру, имитирующую перышки и т.п.

 

 

Также в этом квартале ребята занимаются изготовлением и украшением посуды из пластилина, глины или теста.

  • Третий квартал посвящен выработке более высокого мастерства лепки людей, фигурок животных и птиц в динамике. Можно уже использовать ленточный способ лепки, также мы знакомим ребят с мозаичной лепкой, рисованием пластилином и т.п.

Зная способности своих воспитанников, рекомендуется усложнять технику лепки по усмотрению педагога. Так, предлагаем детям лепить по схеме. Можно раздать по схеме на каждый стол или предложить сделать одинаковую поделку по образцу-схеме. Это сложно, но возможно и очень полезно для развития наблюдательности, координации, пространственного мышления.

  • Четвертый квартал – обобщающий. Мы закрепляем полученные навыки и уже делаем композиции: птичий двор, кошка с котятами и т.п., передаем простые сюжеты из сказок или детки лепят по собственной задумке. Мне вот нравится, когда деткам дают задание сделать фантастическую птичку, волшебную, невиданную. Что только они не делают! Современные малыши загружены образами из телевидения, поэтому такое вытворяют, диву даешься. У меня не было в детстве такой фантазии, как-то шаблонно я мыслила, как и все советские дети. А эти освобождены от условностей, им легче придумать странное существо, инопланетное, несуществующее…

 

Но главное, что уже происходит в старшей группе – это обсуждение работ после завершения работы. Важный этап в развитии дошкольников – вместе учимся объективно оценивать свою работу, анализировать ошибки, выделять самые лучшие образцы из всех работ детей. Здесь, конечно, нужно быть максимально тактичным, чтобы не задеть чувства ребенка и не отбить охоту вообще что-то делать.

 

 

Конспект занятия по лепке в старшей группе включает в себя не только беседы, художественное чтение, музыкальное сопровождение, но и физкультминутку или пальчиковую гимнастику. Это обязательно нужно проводить с ребятами, чтобы переключать внимание, дать отдых мозгу и размяться немного.

У каждого воспитателя свои методы и приемы, как сделать свои занятия познавательными и интересными одновременно. Мы должны не только научить, но и привить любознательность, стремление к творческому самовыражению.

Спасибо, что прочли до конца мой опус, я старалась дать интересную информацию, а не сухой академический текст о методике занятий по лепке.

Если моя попытка показалась вам удачной, прошу сделать репост и подписаться на новые статьи, будет весело, обещаю!

До свидания, дорогие друзья! С уважением, Татьяна Сухих.

Кстати, рекомендую прочитать:

Поделки животных из пластилина

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 4
  • Маргарита
    27.07.2016 в 21:17

    Татьяна, большое спасибо за такую интересную, оригинальную и полезную статью. Я не лепила такой поделки так как в садик не ходила.

  • Любовь
    12.07.2016 в 15:45

    Очень интересное деткам занятие — лепка всяких животных и птиц в том числе. Даже взрослому будет занимательно заниматься этим вместе с ребенком.

  • Людмила
    07.07.2016 в 20:43

    Когда прихожу в садик за сынишкой, всегда с большим удовольствием смотрю их поделки. Лепка — хорошее занятие для развития мелкой моторики и воображения. Спасибо большое за содержательную статью!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика