Работа моя и коллег связана с детьми. Мы иногда обсуждали, почему они пришли в ДОУ, чего ждали и оправдались ли ожидания. Но особо внимание не заостряли. Недавно я спросила их, легко ли быть воспитателем в детсаду. Сегодня кратко об этом расскажу. С вами снова я, Татьяна Сухих. Статья может быть полезна тем, кто собирается получать образование в педучилище и пробовать себя воспитателем.
Содержание статьи:
Работа в ДОУ – романтика или обыденность?
Пару раз мне писали девушки. Суть такова: «Хочу быть воспитателем, потому что очень люблю малышей». На самом деле, одной любви мало. Потому что работа – это, прежде всего, целенаправленный каждодневный труд. Где много мелких обязанностей. О некоторых я не подозревала, пока не пришла в детский сад. Скажем, о бумажной работе.
Наши дети – разные. К каждому мы стараемся найти подход. Поэтому нелишним будет проверить, насколько хорошо у вас развиты коммуникативные качества, умение договариваться и терпение. Отлично, если вы уже попробовали себя в качестве частной няни. С другой стороны, обычно в семье 1-2 ребенка. А в ДОУ – намного больше.
Хочу сказать, что многие воспринимают работу чересчур романтизировано. Согласна, сеять хорошее в детских душах, помогать малышам становиться на ножки – что может быть лучше? В профессии много обыденности и рутины (да, это так). Чтобы понять ее азы, рекомендую ознакомиться с полезными изданиями:
- Книга «О красоте профессии воспитателя». Очень рекомендую. Автор – знаменитый педагог, которая работала еще в блокадном Ленинграде. Сложно представить времена страшнее. Но книжка получилась очень светлой.
- «Профессии в картинках: наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей». Издание поможет расширить кругозор детей. Поведает, какие профессии и занятия бывают. Некоторые выпускники школ недоумевают, чем заняться после школы. Потому что не имеют элементарного представления о профессиях. Давайте этого не допускать.
- Курс профессиональной переподготовки по программе «Воспитательная работа с группой обучающихся». Есть вариант начать переподготовку в сентябре, в октябре этого года или же в апреле следующего.
Жесткая дисциплина – прежде всего
Воспитатель с первой минуты в группе должен включиться в процесс. В 7.30 утра он на месте. Проветривает группу, встречает родителей и бабушек с детками. По возможности, улыбается. Ведь улыбка может «сделать» чей-то день.
Весь день воспитатель рядом с детьми, группу оставлять нельзя даже на секунду. Каждый ребенок – это его личная ответственность, а произойти может всякое. Поскользнулся, облился, поругался, скучает, болит живот, надо поддержка и погладить по руке.
У нас есть четкое расписание. В 8.00 делаем дыхательную гимнастику, потом пальчиковые игры. потом зарядка и завтрак (не все дети едят в садике). Дальше всего 10 минут, чтобы приготовить материалы для занятий, которые начнутся в 9.00. После занятия приходится «закруглять» тех, кто слишком увлекся. И так далее.
Мы слышим постоянное движение и шум. Под них надо приспособиться. Особенно крикливая младшая группа. Желательно иметь не слишком возбудимую нервную систему. И научиться не реагировать большим стрессом на плач. То есть на него надо реагировать, но конструктивно. Иногда в этом шуме приходится повышать голос. Но не потому, что мы любим кричать. Иногда важно, чтобы услышали все. Поэтому приходится включать иллюзорный рупор и говорить громко.
Добавим сюда:
- документацию группы (отчеты о проделанной работе, мониторинги, списки);
- планы и конспекты занятий;
- оформление выставок;
- подготовку к утренникам (искать и писать сценарии, разучивать стихи и танцы с детьми);
- работу с родителями.
Иногда хочется раздвоиться, чтобы успеть. Особенно напрягает бумажная работа. Часто приходится задерживаться, если не успеваешь или родители приходят не вовремя. Будет повышение, только если каждые 2-3 года проходить переподготовку. Часто она оплачивается из нашей зарплаты. Также надо проводить открытые уроки и готовить дидактику, делать презентации.
Много сложностей. Но здорово, когда видишь отдачу
Я не люблю громких высказываний и пафоса. Но каждый воспитатель в саду отдает детям кусочек сердца. Дети поступают разные – из благополучных семей и не очень. Хочется, чтобы все они ушли с улыбкой, умениями и знаниями. И когда ребенок подходит, обнимает и говорит «Моя любимая воспитательница!», сердца наши тают.
В каждом хочется заметить таланты и разглядеть его личность. Это сложнее, чем замечать недостатки. Если вы умеете видеть лучшее, уверена, в группе вы будете на своем месте. Ведь в воспитании самое главное – эмоциональное состояние малыша. Расскажите ему, что он хорош. И он станет, каким должен быть.
Что мне и коллегам особенно дорого – то, что дети растут на наших глазах. Вот приходят буквально после памперсов и ревут, когда мама оставляет. А вот уже выпускной, поступают в школу, участвуют в конкурсах и даже заканчивают первый класс музшколы (идут в него в 5-6 лет – раньше, чем в обычную). Чудеса. С детьми, которые буквально недавно были такими маленькими, уже можно разговаривать, как со взрослыми.
Есть и другие приятные бонусы. Словесная благодарность от родителей и воспитанников. Иногда наши дети вдохновляют настолько, что мы летим домой окрыленные. Удлиненный отпуск – большой плюс. Он должен давать возможность восстановиться психологически. Тот, кто не успевает за отпуск, быстро увольняется. У нас есть свой праздник – День воспитателя. Отмечают 27 сентября. В этот день в Санкт-Петербурге открыли первый детсад.
Легко ли быть воспитателем? Есть и плюсы, и минусы
Иногда воспитателям завидуют, что они приходят работать на короткий день. Это не совсем так. Если напарник заболевает, приходится трудится и по 12 часов. Порой родители говорят, что за их детьми не смотрят. Это обидно. Читала в интернете об эксперименте, когда родителей на день попросили побыть воспитателями. У нас пока на такое не соглашается руководство.
В целом, я пока вижу больше плюсов. Поэтому продолжаю работать, учусь, мне интересно. Но и не забываю о блогерстве. Надеюсь, и дальше будет хватать сил на все. Уважаемые читатели, а с какими необычными сторонами своей профессии сталкивались вы? Спасибо за внимание, и до скорой встречи!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Интересно почитать такое. Я сама сейчас прохожу обучение на логопеда и собираюсь работать в детском саду или школе.
Спасибо, интересная работа. Думаю, правда, что немногие к ней готовы, нужна сильная мотивация.
У меня сестра воспитатель в детском саду. Но это прямо ее, жаль что много денег там не заработаешь. Она старается, развивается, заканчивает всякие курсы и хочет открывать свой кабинет.
Могу со стороны сказать, что работа с детьми — это очень ответственно и не легко. это заслуживает уважения.
Моя точка зрения — это самый сложный процесс в мире, воспитание личности, он требует полной отдачи от воспитателя.