Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Культурологические направления развития дошкольников в Республике Башкортостан

Дата: 12 ноября 2019 в 21:00

Приветствую вас, дорогие читатели. Продолжаю писать статьи по вашим запросам. Сегодня рассмотрим идеи для проекта на тему «Культурологические направления развития дошкольников в Республике Башкортостан». Как и упоминала ранее в одной из прошлых статей, не в моих правилах давать вам готовый проект. Ведь что-то может не подойти, и моя работа будет напрасна, да и вам он не принесет пользы. Я даю основные идеи, из которых вы сами уже можете слепить красивую «конфетку». Регион для меня мало знакомый, но раз обещала, то помогу, чем смогу.

Актуальность проекта «Культурологические направления развития дошкольников»

Культурологические направления развития должны быть обязательно включены в процесс обучения дошкольников. Именно в раннем детском возрасте формируются основы интереса к культурной составляющей нашего мира. А если дети родились и живут в Республике Башкортостан, то они должны знать максимум о традициях и обычаях своего народа, о развитии культуры на его территории.

Кроме того, важно отметить, что в республике проживают разные народы нашей страны. Поэтому с ранних лет нужно воспитывать уважение и толерантность детей к представителям других народов и народностей. Также данный проект поможет воспитать у детей чувство ответственности и гордости за свою республику. Все эти пункты вы можете оформить в качестве задач проекта и добавить при необходимости дополнительные задачи.

Важно, чтобы решение данных задач происходило комплексно, не только во время занятий и бесед, но и в процессе игровой деятельности, во время прогулок. Как это правильно организовать, я расскажу немного позже.

Культурный и широко развитый ребенок — это будущий культурный гражданин своего региона, который знаком с его культурой и историей. В данном плане культурология очень тесно перекликается с патриотизмом, о котором также не стоит забывать в процессе воспитания.

Культурологические технологии

Содержание образовательных программ для дошкольников в наши дни требует от педагогов делать упор на культурологическое развитие и формирование личности ребенка. Культурологический подход предусматривает не только усвоение знаний воспитанниками, но и обращает внимание на то, какими способами будут усвоены эти знания.

духовные ценности

Если говорить о культурологии в широком понимании, то она включает не только культуру, но и многие другие сферы жизнедеятельности человека. К культурологическим направлениям развития детей в детском саду можно отнести следующие:

  • ноосфера (культурологическое, экономическое, экологическое космическое воспитание) — узнавая информацию из данной области, например, о влиянии космоса на жизнь на земле, о видах производственной деятельности людей, ребенок отождествляет себя с разумным представителем этого мира, от действий которого в будущем будет зависеть качество жизни людей и гармония в мире;
  • социосфера (культурологическое, нравственное, национальное, правовое воспитание) — усваивая необходимые знания из данных областей, ребенок будет стараться, чтобы ему было комфортно чувствовать себя в социуме, общаться, дружить, учиться, т.е. строить культурно-личностные отношения;
  • психосфера (культура, поведение, разум, мышление, приспособление к жизни) — другими, словами, данная сфера — это самопознание ребенка, в процессе чего вырабатывается его индивидуальность, культурологические и личностные способности и особенности.

Вы уже обратили внимание, что во всех направлениях развития присутствует культура, ведь без нее никуда. Таким образом, современное воспитание дошкольников, ставящее во главу угла культурологический подход, требует интеграцию материала, который предлагается для усвоения воспитанниками. Это необходимо делать таким образом, чтобы маленький человек впитал в себя все необходимое для культурного развития личности и умению владеть собой.

Развитие дошкольников в Республике Башкортостан

Сегодня в дошкольном образовании достаточно большое место отведено национальной специфике. Особое внимание уделяется изучению с раннего возраста культуры и языка родного края, истории, межнациональных связей.

Для изучения культуры родного края предлагаю взять за основу три культурологических аспекта:

  • материальная культура (быт, национальная кухня, транспорт, жилище, орудия труда);
  • духовная культура (народные обычаи, праздники, литературное творчество, язык, игры, искусство от песен до декоративно-прикладного творчества);
  • поведенческая культура (общечеловеческие качества, особенности народов региона и уважение их традиций).

Дружба народов Урала

Исходя из этих направлений, вы можете расписать на год занятия детей по данным направлениям. Например, один месяц вы посвящаете литературному творчеству (учите стихи, читаете произведения родных авторов). Второй месяц — декоративному (делаете поделки в национальной технике, рисуете достопримечательности региона) и т.д. Расписываете занятия на свое усмотрение.

Далее выбираете интересные народные игры, в которые можно играть в помещении, на улице — и вносите их в план при планировании своего проекта.

В проект можно включить презентации, мультфильмы, беседы, экскурсии в музеи и художественные выставки, организацию праздников и многое другое.

быт

Более того, музей можно организовать и в самом детском саду, мини-музей или уголок народного творчества. Понятно, что на это уйдет ни один день или неделя, но этот пункт также можно включить в проект и растянуть его на месяцы, предусматривая постепенное пополнение экспонатов.

Если в детском саду есть хотя бы небольшое свободное помещение, то можно там организовать народную избу Башкортостана. Там будет национальная кухонная утварь и другие предметы быта.
Возможно, вы знаете какие-то другие важные особенности культуры вашего региона, которые также можно включить в проект. Это будет неоспоримым плюсом.

В качестве заключения

Таким образом, подводя итог, важно отметить, что приобщение детей к культуре своего региона — одна из основных задач современного дошкольного образования. Занятия в данном направлении позволяют развивать познавательную активность и деятельность детей, что способствует воспитанию уникальной творческой личности ребенка.

Надеюсь, что информация будет вам полезна. Первые два пункта статьи можно взять за теоретическую основу проекта, объединив их в первую главу и немного расширив. А вот практическую сторону можете уже варьировать в зависимости от того, к чему ближе лежит душа и в чем вы больше разбираетесь. Буду благодарна за ваши «лайки» и «репосты» в соцсетях.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика