Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Кто рисует на окнах: проектная деятельность с детьми

Дата: 28 декабря 2017 в 09:00
Рубрика: Эксперименты

Добрый день, друзья! Сухих Татьяна не устает делиться своим педагогическим опытом со всеми, кто в этом нуждается и кому это интересно. По просьбе коллеги-читательницы сегодня даю пример проекта на тему «Кто рисует на окнах?» для старшей группы, но эту тему можно брать для деток любого возраста, если соответственно подогнать текстовую часть. Обычно эту тему реализуют через проектную деятельность.

Небольшая предыстория…

Украшая вместе с детками группу к Новому году и Рождеству, в том числе – наклеивая на стекла окон специальный декор, я беседовала с ребятами о том, зачем мы украшаем окна, откуда эта традиция? Мы вспомнили, что зимой стекла окон некоторых помещений покрыты морозными узорами, а на современных пластиковых стеклах узоры не появляются даже в сильные морозные дни. А кто же рисует на окнах? И почему не на любом окне могут быть узоры?

Появился вопрос, и возникла необходимость найти ответ. Так я заинтересовала детей к проведению исследования.

Кстати, чем мы окна украшали? Поделюсь наводками: все можно купить в «УчМаге»:

  • Новогодние наклейки на окна «Зимний пейзаж»;
  • Наклейка оформительская двусторонняя «Пушистая лайка»;
  • Набор оформительских наклеек «Новогодний подарок»;
  • Наклейка витражная «Снежинка»;
  • Наклейка оформительская «Дед Мороз» ;
  • Новогодние интерьерные наклейки «Снежинки», микс;
  • Наклейка на авто «2018. С Новым годом!»

Исследовательский проект «Кто рисует на окнах?»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

Актуальность темы: Любовь к природе и понимание устройства окружающего мира – залог развития гармоничной личности, способной видеть красоту вокруг и уметь объяснить законы природы. С приходом зимы появляется возможность исследовать зимние явления на природном материале – снег и лед.

Поэтому вопрос об «авторстве» и механизме образования красивых узоров на стеклах является актуальным для детей старшего дошкольного возраста, которые уже готовы к тому, чтобы понять простые физические явления. Проект дает возможность детям приобщиться к исследовательской деятельности и найти ответ на поставленный вопрос.

Цель проекта: Научить детей добывать информацию для поиска ответа на вопрос, дать сведения о зимних явлениях природы, научить взаимодействовать в процессе работы со сверстниками и взрослыми, провести простой опыт на морозе, закрепить полученные знания и оформить презентацию по результатам проекта.

Задачи: Расширить словарный запас детей, дать знания о простых законах физики, научить анализировать и делать выводы, показать красоту морозных узоров и снежинок, реализовать творческие стремления детей через нетрадиционные техники рисования.

Методы исследования: Опрос, анализ, сбор информации, наблюдение, физический эксперимент.

Вид проекта: Познавательный, исследовательски-творческий, краткосрочный (1 неделя)

Гипотеза: Узоры на окнах «рисует» мороз, но не Дед Мороз, а явление природы.

Ожидаемые результаты: Дошкольники смогут понять научную сторону вопроса о появлении узоров на окнах, сумеют понять, почему на пластиковых окнах не бывает внешнего красивого намерзания, выучат новые слова, научатся взаимодействовать между собой, с родителями и воспитателями. Оформление презентации за результатами исследования.

Реализация проекта:

Подготовительная часть: Беседа с детьми о необычном явлении природы – рисунках на окнах. Просмотр видео о снежинках и морозных рисунках под микроскопом. Наблюдения во время прогулки за окнами детского сада в разных строениях с разными типами остекления. Вывод о том, что на стекле есть узоры, а на новых современных окнах нет. Постановка вопроса: откуда берется узор, почему не на всех окнах он бывает?

Практическая работа в рамках проекта

Исследовательская часть заключается в поиске информации (если в саду есть кружок природоведения, то можно обратиться к руководителю кружка и совместно поискать ответы). Мы решаем дома спросить у родителей и поискать информацию в Интернете. Затем дети представят результаты своей работы.

Дома им также поручено срисовать примеры узоров с иллюстраций книг или электронных пособий на альбомном листе простым карандашом для последующего рисования в нетрадиционной технике. В группе мы с детьми читали сказки, рассказы тематические о морозе, зиме. Построили крепость из снега на участке, поиграли в игру «Мороз, не лови меня», выучили новогоднюю песню, играли в сюжетно-ролевую игру «Буратино-художник», дидактические игры и т.п.

В назначенное время дети представили ответы, которые нашли вместе с родителями. Итак, дети выяснили, что рисунки появляются в сильные морозы, на стеклянных окнах, когда тепло из дома, проходя через стекло, сталкивается с очень холодным воздухом. Происходит борьба тепла и холода, в результате чего тепло на морозе превращается в пар, а пар немедленно замерзает тут же на стекле. Пластиковые окна обладают свойством очень плохо пропускать тепло, поэтому они сберегают тепло в доме лучше, чем стеклянные окна. И не намерзают.

Дети показали свои заготовки, и мы провели занятие по рисованию солью по клею. Затем мы провели эксперимент на улице: а если подышать на стекло на морозе, получится узор? Мы взяли кусок стекла на прогулку и выдували на него теплый пар изо рта. Получили узоры. Еще я предложила узнать, а будут ли узоры на мыльных пузырях?

Мы с детьми выяснили, что мыльные пузыри на морозе быстро замерзают, покрываясь узорами и превращаясь в шарики, будто из пленки, как пакетик полиэтиленовый с воздухом. А если не сразу выдуть шарик, то жидкость начнет замерзать прямо на палочке для выдувания.

Мы сделали вывод, что жидкость на основе воды или пар замерзают на морозе.

Выводы…

Все этапы работы были запечатлены на фото, которые вошли потом в альбом для презентации. Завершающим этапом проекта было оформление презентации для родителей в виде коллажа фотографий, альбома, выставки детских работ.

Надеюсь, идея пригодится. Мне всегда лень дословно переписывать конспекты или проекты, даю канву, а вы дописывайте и переделывайте на свое усмотрение.

Выполнив просьбу читательницы, в свою очередь прошу подписываться на новости и поделиться ссылочкой на мою статью в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

экспериментируем

Экспериментальный уголок: оформляем зону развития для маленьких почемучек

Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами...

11 комментариев
проект

Кто рисует на окнах: проектная деятельность с детьми

Добрый день, друзья! Сухих Татьяна не устает делиться своим педагогическим...

3 комментария

Кто рисует на окнах: проектная деятельность с детьми
Оцените запись

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 3
  • Юлия (moreidey.ru)
    04.01.2018 в 11:51

    Таня, отличная тема для проекта! Представляю, как детям это было интересно! Я сама впервые попробовала делать мыльные пузыри на морозе всего несколько лет назад и была очень удивлена результатом, писала об этом у себя на сайте. Только морозы у нас на юге очень редкое явление. Вот и в этом году почти половина зимы уже прошла, а у нас ниже 0 ни разу не было, днем, в основном, +10. При такой температуре ни узоров на окнах, ни снега, ни замерзших мыльных пузырей — только дожди, грязь, пасмурность да голая серая природа вокруг. Разве что у меня под окнами в палисаднике зелень — у гвоздики, очитка и ароматной жимолости листочки не желтеют и не вянут, и розы я в этом году не обрезала еще.

    С праздниками тебя! Здоровья тебе и твоим близким, радости, удачи, благополучия и процветания!

    • Татьяна Сухих
      04.01.2018 в 21:13

      Спасибо Юля, очень приятно видеть тебя! А я зиму не очень люблю, север — это мороз и холод, лето очень короткое, а так хочется тепла. Но в этом году у нас ниже 30 градусов ещё не было, но скоро крещение, вот тогда и начнутся морозы до 50 и ниже градусов. И тебя с праздниками поздравляю, главное здоровье остальное всё будет!

  • Елена
    28.12.2017 в 23:19

    Очень интересный проект, он позволяет изучить окружающий мир, познакомиться с явлениями природы, расширить словарный запас детей, днаучиться анализировать и делать выводы.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика