Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
16
Март

Как составить карту индивидуального развития

Автор: Татьяна Сухих

Здравствуйте, уважаемые коллеги и все все подписчики моего блога. С вами Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю к обсуждению вопрос о том, как составить карту индивидуального развития дошкольника и зачем вообще это нужно? Озадачиться этими вопросами можно в двух случаях: если вы планируете образовательную программу для малышей или подводите итоги ее эффективности, а также, если ребенок является выпускником ДОУ и информация о его развитие потребовалась в школу.

И в том, и в другом случае карта составляется в соответствии с требованиями ФГОС и целью ее является усовершенствование системы образования и воспитание в ребенке личности с большой буквы «Л». То есть, когда педагог видит слабые стороны своего воспитанника, он может составить план по их развитию. При этом оцениваются причины отсталости от стандартов того или иного возраста малыша. Если виной тому детской учреждение, то есть повод пересмотреть запланированные занятия и образовательную программу детского сада в целом. Если причины следует искать в семье, то о результатах анализа стоит оповестить родителей или других ответственных лиц.

Полезный совет

И так с этим более или менее все понятно. Осталось выяснить, как составить карту индивидуального развития ребенка. И вы не ошибётесь, если опять предположите, что я буду нахваливать чудеса современной техники. Ну, то есть онлайн способ повысить свою квалификацию. А что? До настоящего момента все вебинары, в которых я участвовала, приносили только пользу в моей работе. Поэтому, если вы не знаете, как составить карту индивидуального развития своих подопечных, примите участие в офлайн-вебинаре «Определение индивидуальных траекторий развития дошкольников по ФГОС». На семинаре, ну то есть вебинаре, дадут вполне понятную каждому расшифровку каждого пункта карты развития. Поэтому информация будет полезна не только воспитателя, но и педагогам-психологам, старшим воспитателям и методистам, руководителям ДОУ и специалистам ДОО.

Всем моим коллегам наверняка будет интересен и другой офлан-вебинар – «Индивидуальная траектория развития дошкольника: инструментарий для педагогической диагностики».  Ведущая вебинара – это кандидат педагогических наук– Кудрявцева Е.А. Мне кажется, у такого научного деятеля есть чему поучиться!

Законная сторона вопроса

Что же такое, эта самая карта индивидуального развития? Это не что иное, как некое портфолио ребенка, только составленное не в интересах работодателя, как у взрослых, а исключительно в интересах воспитанника. Карта отвечает за то, чтобы малыш имел полное право на помощь в условиях дошкольного образования. Это поможет ему стать уверенней в себе, поспособствует более легкой работе в коллективе и активному участию в жизни общества в целом.

Когда воспитатель или педагог составляет карту индивидуального развития, он руководствуется в-первую очередь Конвенцией ООН о правах ребенка, а также Федеральным законом об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также рекомендательным письмом Министерства образования РФ от 27.06.2003 с методическими рекомендациями по сопровождению детей в условиях модернизации образования.

Помимо законной стороны вопроса, составление карты отвечает многим задачам воспитателя:

  • выявление качеств, навыков и особенностей ребенка;
  • предупреждение отклонений в развитие;
  • выявление способностей малыша с помощью комплексной, всесторонней, динамической диагностики;
  • содействие и организация условий развития детей, их воспитания и обучения согласно требований ФГОС;
  • использование современных технологий анализирования и коррекционной работы с ребенком;
  • помощь и консультирование родителей, опекунов, сопровождающих малыша врачей и других медицинских сотрудников;
  • определение достижений дошкольника и его талантов.

Комплексное составление

В процессе составления карты индивидуального развития принимает участие не только воспитатель. Это и педагог-психолог, логопед, специалисты медицины, социальные педагоги и другие. Заключение каждого из них очень важно для последующего развития, становления личности ребенка. Анализ и подведение итогов происходит в стенах дошкольного учреждения, при этом родители могут присутствовать во время обследования их малыша.

Формулировка, сделанных педагогом выводов обязательно должна быть корректной и иметь рекомендательный характер. К детскому портфолио можно приложить творческие работы дошкольника, то есть любые свидетельства его достижений.

В случае необходимости и в особенных ситуациях малыша могут пригласить для дополнительного обследования. А не согласные с выводами специалистов родители, имеют право обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.

В любом случае, ответственность за предоставленную информацию несет старший воспитатель ДОУ.

Обязательные пункты

Ну и, наконец, давайте приступим к содержательной стороне. Ниже приведен некий образец карты индивидуального развития, а главное – важные составляющие пункты. В карте должны быть фамилия, имя и отчество ребенка, дата его рождения, ФИО родителей или родителя, если семья не в полном составе. Кстати и этот факт тоже должен быть отображен, как и жилищно-бытовые условия, в которых растет будущая личность. А затем обратите внимание на следующие обязательные пункты:

  1. Необходимой информацией в карте индивидуального развития считается речевые навыки. Если ребенок обращался за помощью к логопеду, если он заикается или имеет другие речевые отклонения. Также стоит упомянуть возрастное – поэтапное развитие речевых навыков крохи: в годик, в полтора года, в два, три и т.д. В зависимости от того, какую – младшую, старшую или среднюю группу малыш посещает.
  2. Далее нужно описать индивидуальные особенности подопечного: его характер, темперамент, изменчивость настроения, поведение в детском саду или в домашних условиях. Как воспринимает успехи и поражения в играх, занятиях, во время общения со сверстниками. В общем информация психологического характера.
  3. Работоспособность – важный пункт. Как долго ребенок может заниматься, играть, как быстро устает и что следует за его усталость. Может сонливость, может потеря внимания, возможно, это могут быть проблемы с аппетитом или нарушения здоровья.
  4. После заполнение включает в карту индивидуального развития информацию об артикулярном аппарате, состояние моторики ребенка, общее описание состояния речи (звукопроизношение, то есть когда ребенок не говорит некоторые буквы, выбрасывает их из слова; указываем какие это буквы, а также способность произносить сложные слова и словосочетания).
  5. Далее описываем способность дошкольника понимать речь посторонних, рассказывать и пересказывать информацию собственными словами, понимать значение слов.
  6. Несомненно должна присутствовать и информация о степени грамотности речи ребенка, его умение превратить существительное во множественную форму, составить предложение с глаголом, существительным и предлогом, образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме и другое.
  7. При заполнении карты индивидуального развития не забудьте об информациио том, какая рука (левая или права) считается для крохи рабочей, умеет ли он выполнять ею графики, рисовать элементарные предметы, писать.
  8. После опишите ориентировку малыша в математических понятиях: знание цифр, простого счета, счета в обратном направлении, сложения, вычитания, сравнения величин (больше, меньше, на сколько).
  9. Далее рассказываем о кругозоре подопечного, его понимании окружающего мира, знаниях о животных, растениях, временах года, о себе и своей семье.
  10. В карте обязательно нужно описать то, как работает память дошкольника, преобладает ли слуховое, зрительное, моторное или смешанное восприятие. Если с памятью малыша связаны какие-нибудь проблемы – это тоже указывается в карте.
  11. Мышление ребенка – еще один из важных разделов. В этом пункте нужно ответить на вопрос, способен ли воспитанник анализировать, размышлять логически, сравнивать, классифицировать предметы.
  12. Ну и, наконец, в конце карты индивидуального развития вы должны подвести итоги, то есть сделать определенные выводы, классифицирующие ребенка. Если потребуется, то вынести оценку развития и поставить под собственными заключениями подпись!

Что ж, я надеюсь, что помогла вам в составлении карт индивидуального развития. Пусть в ваши выводы всегда дают малышам только высшую оценку. С вами была Татьяна Сухих, не забывайте подписываться на обновление блога и приглашать к нам друзей. До новых встреч!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 5
  • Константин
    09.05.2017 в 03:20

    Развитие детей — на мой взгляд, сейчас это самое нужное в жизни ребенка, который вступает в эту жизнь, потому что сейчас в мире всего нового, нужно постоянно двигаться в ногу с прогрессом и постоянное развитие своего чада даст непременно нужный результат и поможет в его дальней жизни. Да что там говорить о детях, сейчас даже взрослым нужно постоянно развиваться. Иначе... ну без этого никак)

  • Анна
    18.03.2017 в 01:51

    До чего дошла педагогика. В нашей стране как минимум гениев должны воспитывать.

    • Татьяна
      18.03.2017 в 02:22

      порой не знаешь куда деваться от этой документации, честно говоря...

  • Андрей
    16.03.2017 в 21:48

    Но если ребенок является выпускником ДОУ, то корректировать уже поздно? Или в школе примут к сведению и займутся перевоспитанием? Скорее всего учительнице нужно наращивать знания, а все остальное она в лучшем случае порекомендует родителям.

    • Татьяна
      16.03.2017 в 23:56

      Исправлять (корректировать) ни когда не поздно, главное организовать эту деятельность так, чтобы ребятам было интересно и возникло желание учиться. А перевоспитанием занимаются родители)) учитель продолжает учитывать слабые стороны ребёнка и соответственно работать на успех ученика и проводить индивидуальную работу с ним.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.