Добрый день, друзья! Татьяна Сухих приветствует своих читателей на страницах педагогического блога. Поступил отличный вопрос от читательницы по поводу спорных с точки зрения мамы ребенка и воспитателя способов приучить к горшку малышку ясельной группы. Я рада, что затронута эта тема, поскольку я еще ее не освещала. Тем более что такая проблема – одна из самых сложных для родителей.
Содержание статьи:
- 1 Проблемы, которых могло и не быть…
- 2 Особенности приучения воспитанников к посещению туалета в условиях ДОУ
- 3 Родитель – наш друг!
- 4 Простая методика, как близко познакомить ребенка с новым «другом»
- 5 Вместо заключения…
- 6 Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
- 7 Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
- 8 Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Проблемы, которых могло и не быть…
Итак, процитирую читательницу: «Доброе время суток! Татьяна, возникла конфликтная ситуация в ясельной группе с мамочкой двухлетней девочки. Как приучить к горшку? Она возмущается, что я якобы часто сажаю на горшок (интервал 15 – 20 минут). Как быть, подскажите, пожалуйста. Как ей правильно объяснить (ребенок к горшку изначально не приучен)? Спасибо!»
Сегодня руководство большинства дошкольных учреждений весьма лояльно к уровню готовности малыша к садику. Родители разные бывают: влиятельные, «модные», скандальные, потенциально щедрые, поэтому неумение ребенка есть и испражняться в горшок самостоятельно не становится препятствием для поступления в группу.
Ответственные и любящие мамы-папы сами понимают уровень риска для ребенка получить психологическую травму в садике от резкой смены привычного жизненного уклада и стараются перед зачислением в садик минимизировать эти риски. Есть книги, пособия по вопросу приучения к туалету, блоги родительские. Проблема, на самом деле, решаема. Важно просто хотеть и не пожалеть времени.
Поймите, мамы и папы, вы бросаете своего малыша в абсолютно, пока еще, чуждое для него пространство. Мало того, ему приходится осваивать сложные навыки по самообслуживанию, да еще под руководством не всегда тактичных «теть». Пожалуйста, потрудитесь хотя бы познакомить ребеночка с горшочком.
Но если по факту малышу буквально вчера сняли подгузник и сегодня привели в сад, воспитателю и няне придется заняться этим. Я уже дала советы в личной переписке, коротко здесь я приведу свои мысли о проблеме, но основной вопрос хочу поднять о том, как выстроить взаимоотношения с родителями воспитанников так, чтобы они из недоброжелателей перешли в разряд ваших союзников.
Особенности приучения воспитанников к посещению туалета в условиях ДОУ
Для начала хочу вам сообщить, что готовится к выходу моя книга «7 способов подготовить ребенка в детский сад», где я даю рекомендации, основанные на моем опыте как мамы и педагога. Буквально все злободневные проблемы, которые стоят перед родителями малышей 1-3 лет, я постаралась озвучить и помочь их успешно решить. В частности – обучение нормальному для человека способу освободить кишечник и мочевой пузырь от лишнего.
Помимо этого, рекомендую к прочтению такие пособия:
- «Как приучить ребенка к горшку. Веселые занятия с Плюшиком: уроки доброго Мишутки, воспитание навыков гигиены в игре, забавные стихи и рисунки, «плюшевые» советы» – книга из серии «Растем самостоятельными» расскажет о ежедневных заботах забавного медвежонка, который призывает деток вместе с ним учиться поддерживать гигиену;
- «Как приучить ребенка к горшку. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций» – отличный наглядный материал, как для садика, так и для домашнего применения.
Итак, что касается столь частого высаживания, которое практикует моя коллега – 15-20 минут, то это часто, в этом мама девочки права. Нет смысла быть столь непреклонным и дергать ребенка. Есть методика, которая предполагает за 1 день научить делать свои дела малыша в горшочек таким настойчивым способом, но нам с вами этим заниматься некогда, у нас до 30 детей.
По логике и традициям соблюдения режима, иного способа приучить испражняться в специальное приспособление, а не в штанишки, чем методическое высаживание на это самое приспособление, нет. Но делать это нужно по логике: пока добрались в садик, возможно, захотели «пи-пи». Поэтому высаживаем перед завтраком. Поели-попили – снова есть вероятность наполнения мочевого пузыря – высадили.
Опытный педагог и няня контролируют, если кто-то не «сходил» в режимное высаживание, ведем малыша индивидуально «проверить, как там наш горшочек».
В общем, перед и после всех режимных моментов детки садятся на горшки. Понятно, что учитываются индивидуальные показатели: особенности периода адаптации, характер малыша (может, он из упрямства мочит штанишки), климат в семье.
Родитель – наш друг!
Я собираюсь именно этому вопросу посвятить отдельную статью, в которой дам методы и пошаговые инструкции по приучению к горшочку. А пока пройдемся по недопониманию с родительницей. Возможно, родительница относится к типу конфликтных, которые всегда находят, о чем поспорить и поскандалить. С этим типом нужно вести длительную «борьбу», чтобы они сменили гнев на милость.
А, может, мамочка адекватная и просто беспокоится, чтобы с ребенком все было в порядке. С адекватными мамами можно и нужно проводить индивидуальные беседы, спокойно объяснить свою позицию. Например, что вы используете методику быстрого приучения к горшку, раз мама сама не приучила, то пришлось это делать педагогу. Вежливо намекнуть, что если вы знаете, как правильно приучать, то почему не сделали этого до поступления в садик.
Если родительница конфликтная и вас слушать не станет, я бы провела консультацию для родителей всех воспитанников на тему приучения к туалету. Нужно обязательно сообщить мамам-папам, что воспитатели работают по утвержденной министерством программе и соблюдение режима дня, в том числе – гигиенических моментов – строго регламентировано. Кстати, вот можно купить для наглядности брошюры с программами:
«От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» или с тем же названием – «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» с другим авторским составом.
Мы должны продемонстрировать свою компетентность во всех вопросах воспитания и обучения, иначе как завоевать авторитет?
Стоит внушить родителям, что без их помощи мы не сможем обойтись и порекомендовать несколько методик, а также подготовить и распечатать памятки с обозначением режима высаживания.
Простая методика, как близко познакомить ребенка с новым «другом»
Например, взять штурмом и посвятив выходные этому вопросу, решить его так: в субботу целый день играем в режимные моменты или в садик с любимой игрушкой сына либо дочки – зайка, кукла, мишка. С самого утра, как малыш проснется, объявляем ему, что будем все делать, как мишка. Вот он встал, и что будет делать?
Умываться и испражняться. Высаживаем на детский пустой горшок игрушку и незаметно спринцовкой подливаем водичку. О, сходил мишка! Хвалим, а ребенок удивляется. Вместе выливаем содержимое, смываем и говорим: а Петя тоже так умеет, правда? Он тоже умничка и лучше мишки писает в горшочек. Скорей всего, если удастся создать доброжелательную обстановку, игровую и сказочную, малыш согласится. И так весь день!
В воскресенье – закрепляем достигнутое.
Дав родителям инструмент для решения глобальной проблемы мокрых штанов, вы станете их союзником. Важно, чтобы мамочки почувствовали, что вы любите их деток, уважаете самих родительниц и желаете им всем добра.
Стоит сказать, что педагоги тоже не всегда грамотно выстраивают изначально общение с родительницами. Часто оно сводится к жалобам на плохое поведение или неумение ребенка что-то делать. Этого нельзя допускать. Ни один родитель не хочет слышать что-либо негативное о своем чаде. Только позитив, а он есть в каждом малыше. Особенно хорошо воспринимаются похвалы и самим мамочкам, мол, вы так хорошо воспитываете малыша.
В ситуации с горшками, нужно особый такт проявлять, ведь проблемы взрослых тянутся из детства. Хвалите деток перед их мамами, даже если они упрямы, а вы говорите: «У вашей девочки твердый характер, можно позавидовать. Но вот, как быть с лужами на полу? Давайте вместе выработаем тактику». Успокаивайте мамочку, что все получится, и ребенок будет делать дела, как положено.
Вместо заключения…
Читала статью зарубежного психолога, так он утверждает, что от того, как стоит вопрос о приучении к туалету малыша, зависит его линия поведения в будущем, особенно в интимной сфере. Даже незначительное происшествие: ребенок умудрился пораниться застежкой-змейкой на брюках, может сдвинуть либидо в не совсем нормальную сторону в общепринятых смыслах.
Комплексы, страхи, нездоровые проявления в личной интимной жизни – результат травмы именно половой сферы, связанной с грубым вмешательством педагогов и родителей в «дела» ребенка. Стоит подумать над этим и высказаться на консультации для родителей и предложить всем вместе – родители дома, а воспитатели – в группе, достичь гармонии в этом вопросе.
Надеюсь, мне удалось достичь гармонии с моими читателями? Если так, прошу высказываться, делиться ссылками на мои статьи и подписаться на новости, чтобы быть в курсе всех обновлений.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…
Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…
Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…
Действительно «больная» тема, их ни как ни уговоришь, ни заставишь на горшок садиться, нет, и всё.
У меня проблемы с этим не было — дочу садили на горшок с 9 месяцев. Она горшок очень любила, он был в виде стульчика, сидела как на троне, старалась нас обмануть, что ей надо, а сама просто хотела на нем посидеть…
Мы этот горшок везде с собой таскали, как дураки
Не всем везёт как вам в этой ситуации, по моему лучше таскать горшок везде с собой, чем так мучится уговаривая детей на него сесть.