Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
22
Ноябрь

Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет: каким путем пойти?

Автор: Редактор

Привет всем от Татьяны Сухих, хозяйки авторского блога о воспитании и развитии деток! Некоторая моя зацикленность на вопросе всесторонней тренировки «соображалки» у дошкольников объясняется тем, что сегодня все больше родителей жалуются на то, что их дети менее сообразительны, чем были они сами в детстве, и просят совета, как это явление побороть. Итак, интеллектуальное развитие детей 3-4 лет – тема сегодняшнего разговора.

Как понять, что мозг ребенка нуждается в усиленной атаке?

Конечно, каждый малыш развивается в собственном темпе, но есть общие критерии, по которым можно сделать определенные выводы об уровне смышлености, уже полученных знаниях и умениях. Если хотите проверить себя и свое чадо, вам в помощь даю перечень желательных достижений трех-четырехлеток:

  • Общее развитие (память, мышление, внимание): знает основные цвета и может их правильно назвать; ловко работает с конструктором и складывает фигуры по образцу; умеет находить сходство и различие между предметами; умеет исключать лишний предмет из одной парадигмы; находит схожие предметы и может объяснить свой выбор.

Кроме того, знает назначение разных орудий труда, инструментов представителей основных профессий; видит ошибки или несоответствия на картинках; может разложить предметы (4-6 шт.) по определенному порядку в соответствии с поставленной задачей; способен запомнить и назвать 4-5 показанных предметов; может пересказать сюжет иллюстрации.

Также ребенок знает свои данные (ФИО), называет дату рождения и называет имена ближайших родственников, плюс – домашний адрес. При этом должна наблюдаться инициативность, стремление к самостоятельности, интерес к окружающему миру и новым знаниям.

  • Математика: определяет понятия впереди, сзади, вверху, внизу, справа-слева; знает цифры 0-9; узнает и называет основные геометрические фигуры. Может выбрать заданное количество (в пределах 10) предметов, посчитать их; сумеет посчитать в обратном порядке от 5 до 1; знает состав чисел 2, 3, 4, 5. Важно уметь сравнивать предметы по разным критериям (величина, высота, ширина, толщина).

Кроме того, четырехлетка определяет, где больше предметов, где меньше, а где – поровну. Учится писать цифры.

  • Практические навыки: умеет пользоваться красками, карандашами, мелками, фломастерами; обводит по контуру и разукрашивает рисунки; может нарисовать круг, прямые, прерывистые и волнистые линии.

Может изобразить простые предметы: домик, грибок и т.п. Всему этому мы обучаем малышей в детском саду, но для «домашних» ребят этот критерий очень важен, не всегда мамы уделяют обучению рисованию достаточно времени.

Отдельно стоит сказать об уровне развития речи, поскольку это самый главный критерий работы мозга.

О чем можно поговорить с четырехлеткой?

Критерии развитости речи: называет явления и предметы из среды, которая его окружает; знает названия деталей одежды и частей бытовых предметов; имеет четкое представление о различиях между телом человека и животных (птиц): руки – лапы, ногти – когти. Сумеет разгадать загадки-описания. Может самостоятельно описать предмет по признакам. Также понимает, как подобрать слово с противоположным качеством предмета (антоним).

Правильно использует предлоги в предложениях, правильно склоняет слова. Умеет задавать, отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Знает несколько прибауток, стишков, потешек. По картинке способен составить короткий рассказик. Пересказ любимой сказки тоже не должен представлять сложности для детей 3-4 лет.

Речевая активность тесно связана с эмоциональным развитием. Малыш в этом возрасте умеет распознавать эмоции и сам может изобразить по просьбе взрослого какую-то «мину» на личике.

Эффективные материалы для «мозговой атаки»

Как обычно, направлю вас в «УчМаг», где есть много отличной литературы по вопросам развития интеллекта:

  • «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет» – эта серия разработана известным педагогом-новатором Земцовой О.М., которая создала такие обучающие детские книги и пособия, которые заслуживают всеобщее восхищения, как педагогов, так и родителей. Помимо серии «Грамотейка», мне нравятся ее книжечки для знакомства с животным миром, математикой и т.д.
  • «Интеллектуальное развитие для детей 3-4 лет» – здесь есть и устные задания, и для выполнения карандашом, а также можно работать с наклейками.

Особое внимание стоит уделять работе над звукопроизношением, поскольку существует аксиома: «как говорю, так и мыслю». Я, если помните, писала два материала по этой теме, кому интересно, прочтите: «Игра на автоматизацию звуков З-С-Ц – «свистящие» нам под силу!» и «Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – исправляем дефекты речи».

Также могу посоветовать прекрасные дидактические игры на звуки:

  • «10 игр со звуками К, Г, Х для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке»;
  • «10 игр со звуками С, Сь, Ц для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке";
  • «10 игр со звуками З, Зь для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке».

Какой же дорогой идти, чтобы развить мозг ребенка? Помимо авторских материалов Земцовой, стоит обратить внимание на развивающие игры и технологии Никитина Б.П. «Ступеньки творчества», игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича и Харько, а также мои любимые разработки Дьенеша и Кюизенера.

Есть универсальная программа по интеллектуальному развитию в рамках дополнительного образования «Умка» – здесь упор поставлен та ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

В общем, направление поиска я дала, если нужно будет еще углубить материал, жду предложений и вопросов! А пока прощаюсь, и как обычно жду откликов в виде комментариев и лайков, а также – новых подписчиков.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Структура занятия!

О структуре занятия очень много пишут, но я не буду...

3 комментария

Подготовка к занятию!

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и...

10 комментариев

Самоанализ занятия (НОД)

Здравствуйте! С вами Татьяна Сухих и сегодня мы поговорим о самоанализе...

4 комментария

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 5
  • Руслан
    25.11.2017 в 15:09

    Где-то слышал или читал, что до 6 или 7 лет полезно разговаривать с ребенком на иностранном языке. Типа если будет говорить на нем, может без проблем 2 или 3 языка знать. Вроде, как дворяне 18-19 веков так делали.

    Не знаю правда или нет.

    А вообще мир меняется, очень много сейчас требуется знать и уметь. Поэтому развитием нужно начинать занматься по раньше. Чтобы обойти или быть наравне с теми у кого есть природные данные.

  • Светлана
    23.11.2017 в 07:19

    внучке пока еще 2 годика, но время так быстро летит, всегда с удовольствием читаю ваши полезные статьи

  • Александр
    23.11.2017 в 02:52

    Ничего себе сколько должен знать ребенок в возрасте 3-4 лет. Вспоминая себя (конечно со слов мамы) в детстве и половины не знал, а читать и считать учили в первом классе. Сегодня дети идут в первый класс уже читают и пишут под диктовку. Наблюдал один момент: на лавочке мама учила ребенка читать, при этом приговаривала, ты не умеха, все будут читать, один только ты отстаешь. На мой взгляд это не нормально, нельзя всех детей равнять под одну гребенку.

  • Ольга
    22.11.2017 в 10:52

    Нам уже скоро все это предстоит, только пошли в садик и через два месяца будет три годика.

    • Татьяна
      22.11.2017 в 18:03

      Удачи в развитии трехлетнего малыша!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика