Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ

Дата: 23 марта 2020 в 21:00

В последние годы в системе образования развивается личностно-ориентированный подход. Это касается деток и одаренных, и отстающих. В статье я постараюсь рассказать, как составить индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ. Такой маршрут помогает получать знания индивидуализировано, в зависимости от запросов (потребностей) ребенка. Он содержит программу, методы получения знаний, способы контроля и оценивания.

Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен

Один из принципов современной образовательной системы – индивидуализированный подход к ребенку. Он проявляется так: в любом учебном заведении учащийся может проходить не только общеобразовательную программу. Он может обучаться по индивидуально разработанному графику, если есть необходимость. Это касается детсада, школы, колледжа, вуза и предусмотрено ФГОС.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, маршрутный лист) – документ, созданный под конкретного учащегося. Это личная программа ученика, в которой прописаны цели, срок их реализации и принцип оценивания. Если говорить менее формальным языком, ИОМ – индивидуальный способ развития способностей ребенка, его личностного потенциала.

образовательный маршрут

Маршруты бывают по общей программе и конкретному предмету, для улучшения успеваемости и шлифовки уровня знаний. Я расскажу об их составлении только в двух словах. А в магазинах учебной литературы масса изданий по этой теме. Например, для детсада:

  • «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет». Обратите внимание, самое бюджетное издание.
  • Для старших дошколят – «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребёнка от 6 до 7 лет».
  • Книжка с диском «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО». Поможет выбрать эффективные технологии ИОМ. Расскажет, как составить маршрут, диагностическую карту (о ней ниже), предоставит примеры.
  • Специализированное пособие «Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет».

Есть много пособий и методичек для школы. Например:

  • «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика». Тут – теоретический материал по составлению ИОМ-ов, много практических наработок.
  • «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ». Поможет спроектировать ИОМ, сделать диагностику (о ней напишу ниже).

Очень рекомендую: не ленитесь, а вбейте в поисковой строке магазина учебной литературы слова «индивидуальный маршрутный лист». Если не находит, то «индивидуальный маршрут». И подберите нужное издание по возрасту и предмету. Среди магазинов рекомендую Озон, Лабиринт, Учмаг. Больше скажу: есть ИОМ-ы не только для развития деток, а и для совершенствования педагогов в школах и ДОО.

Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны

Методику ИОМ применяют для разных целей. Ее прописывают отстающим и талантливым ученикам. А также тем, кто на время выпал из учебного процесса, желает вернуться в нормальное русло. Задача ИОМ – привести фактический уровень ученика к необходимому. Разрабатывают индивидуальный маршрутный лист, если:

  • учащийся имеет пробелы в знаниях по предмету (определенной теме);
  • нужна помощь детям с ослабленным здоровьем или плохой работоспособностью;
  • дети слабо успевают, не имеют тяги, интереса, мотивации к учебе;
  • ученик одарен, но испытывает некоторые трудности с эмоциями, концентрацией внимания, общением;
  • учащийся опережает развитие и стремится быстрее преодолеть школьную программу;
    школьника готовят к олимпиаде по определенному предмету или к ГИА (последний пункт особенно важен).

Сейчас очень актуален социальный запрос общества на развитие одаренности. Но нет единого принципа работы с одаренными. Модели образования, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, только разрабатываются. Современные методы обучения требуют от ребенка, в основном, усидчивости. Но мало толкают к активности, развитию своих интересов и самореализации. Поэтому ИОМ-ы, индивидуализирующие образование, так востребованы.

маршрутный лист

В ДОУ ИОМ-ы часто разрабатываются для деток с ОВЗ, отставаниями, сложностями усвоения программы. В школе каждый маршрут должен включать 6 обязательных предметов (русская речь и литература, математика, иностранный, история, ОБЖ, физкультура). Их учат все школьники. Остальные можно выбрать в зависимости от предполагаемой профориентации. Последняя может быть:

  • технологическая;
  • естественнонаучная;
  • гуманитарная;
  • социально-экономическая;
  • универсальная.

Создавая индивидуальный маршрутный лист, разработчики (педагоги) учитывают базу – то, чем обладает ребенок до начала пути. А именно:

  • имеющиеся знания;
  • особенности психофизического состояния;
  • личностные характеристики, черты характера (социализированность и активность в социуме,
  • мотивированность и стремление к новому, желание работать в группе или индивидуально);
  • возраст;
  • пожелания родителей.

Как внедряется ИОМ: 5 этапов

Разработать и внедрить маршрут достаточно сложно и трудоемко. Универсального метода нет. Могу привести только общие советы, возможно, они помогут немного сориентироваться. Итак, есть следующие этапы разработки маршрута:

  1. Информационный. Педагог общается с ребенком и родителями, объясняет смысл и цели ИОМ.
  2. Диагностика, подбор методов. Педагог вместе с психологом тестирует ученика на разные личные качества. Определяются особенности нервной системы, возможные проблемы при занятиях (сложности с коллективом, рассеянность внимания, недостаток знаний по старым темам).
  3. Выставление целей. В начальных классах это делает педагог, в старших может и сам учащийся. Цели бывают кратковременными (например, подтянуть тему «деление в столбик») или долговременными (подготовиться к конкурсу, олимпиаде).
  4. Составление индивидуального маршрутного листа. Тут разрабатывается вопрос, какие технологии использовать для продвижения к цели. Описываются источники знаний, ставятся сроки для каждого выполняемого пункта, указываются способы контроля.
  5. Итоги. Это аттестация (тесты, контроль, устный опрос или другой метод). Оценивается не только уровень знаний и навыков. Но также то, уложился ли ребенок в срок, какие возникли сложности, что надо доработать дополнительно.

Индивидуальный маршрутный лист – документ, по которому педагог и ученик работают в течение установленного времени. На определенных этапах усвоения материала проводят диагностику: отслеживают уровень полученных знаний, проводят коррекцию. Каждый маршрут содержит лист контроля достижений, по нему и проводится диагностика. Ее результаты вносят в таблицу после домашней работы, тематической самостоятельной или контрольной работы.

Почему нельзя создать ученический маршрут раз и навсегда? ИОМ отображает динамику, изменения в развитии ребенка. В него можно вносить коррективы для улучшения педагогического процесса. Следующая часть разрабатывается на основании того, что было достигнуто в предыдущей. Ребенок может обучаться одновременно по нескольким ИОМ-ам.

создание ИОМ

Структура маршрута: что он в себя включает

Любой ИОМ будет включать такие компоненты:

  • Целеполагание. Формируются цели и мотивация ученика, описываются его потребности.
  • Содержательная часть. Подбираются учебные предметы, группируются и систематизируются, устанавливаются межпредметные связи.
  • Технологическая часть. Определяются необходимые педагогические технологии, методики, системы.
  • Диагностическая компонента. Описывается, как ИОМ будет диагностически сопровождаться.
  • Организационно-педагогический этап. Определяется, как будут достигаться педагогические цели.

Стандартизированного шаблона для составления индивидуального маршрута нет. Он может выглядеть по-разному, иметь различную структуру. Пример индивидуального плана деятельности в виде таблиц, а также таблицу результатов можно подсмотреть в этом исследовании. Текст сложный, рекомендую посмотреть именно таблицы и чуть ниже – примеры маршрутов.

Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту. При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:

  • интерактивность (постоянная доступность педагога для ученика посредством скайпа, конференций);
  • адаптивность (возможность задействовать новые технологии – интерактивные тесты, лабораторные в интернете, прочее);
  • гибкость (ученик может работать в удобное время, брать подходящий объем заданий);
  • оперативность оценивания достижений.

Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.

Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • возраст и способности ребенка, пожелания родителей;
  • возможность вносить правки, дополнения и изменения;
  • окончательный вариант надо оформить до 15 мая текущего учебного года.

Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

3.7/5 - (7 голосов)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика