Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
30
Январь

Индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста

Автор: Главный редактор

Мальчишки и девчонки, а также их родители, я Татьяна Сухих рада приветствовать вас на страницах своего блога. И сегодня я хочу поговорить про индивидуальные занятия с детьми. Как важно порой уделять малышу его личное время и как это полезно. Ведь планируя групповые занятия в ДОУ, воспитатель не может учесть потребности каждого воспитанника. Он не смог бы сделать это даже физически. Поэтому легче обратить внимание на ребенка в индивидуальном порядке, когда не нужно разделять свое внимание между детьми всей группы.

Педагогам и родителям на заметку

Это может быть утреннее время, когда детки только собираются в детском саду. Уделить несколько минут внимания можно и в послеобеденный период или по окончании дня. Особенно важно прибегать к подобной тактике в воспитании среди дошкольников 6-7 лет. В этот период подрастающее поколение начинает готовиться к школе.

Ваша задача, уважаемые педагоги, сделать так, чтобы школьные занятия не вызывали у дошкольника непонимание и негативное отношение к будущему учебному процессу. Ну а если в этом примут непосредственное участие сами родители, это будет просто здорово!

Достаточно важной задачей в планировании индивидуальных занятий правильно определить, какие именно упражнения требуются тому или иному малышу. Правильное и беспристрастное составление конспекта позволит добиться воспитателю поставленной цели – подготовить детей дошкольного возраста к последующей жизни! Да, да! Именно к ней, а не просто к школьному укладу.

Мне в свое время помогли всевозможные пособия. Возможно, вы слышали об авторах Е.Б.Волосовой, М.А.Васильева, В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и Н.А.Ноткиной, труды которых вошли в книгу индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждений. Ну а если вам они еще не знакомы – очень советую всем своим коллегам!

А вот еще одна интересная тема. Скажите, вы сталкивались с проблемами у ребенка в гендерном воспитании. Уважаемые родители, это воспитательный процесс с учетом половых различий детей. Особенно актуальные занятия такого рода, для малышей из не полных семей, то есть где у крохи есть только мама или только папа. Отличным пособием, помогающим реализовать занятия согласно требованиям ФГОС является «Реализация гендерного подхода в условиях ФГОС ДО».

На что нужно обратить особое внимание

Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбирать занятия-игры. Они лучше усваиваются малышами 3-4 лет.Вот, например, тематический комплект «Транспорт» предлагает выучить с детками 12 видов различного транспорта, передвигающегося по воздуху, по земле, по воде и снегу. Аналогичный набор может содержать картинки разного характера, что пригодится и ребятам 4-5 лет.

Набор позволяет не только выучить любознательной крохе определенную группу предметов, но и познавать окружающий мир в целом, развивать речевые навыки, изобразительные. Пособие «Мои первые слова» рекомендуется для упражнений с воспитателем в частном порядке или родителями в группах младшего и среднего дошкольного возраста.

И, наконец, особую роль в развитии индивидуальным способом играет подход воспитателя, если это детки с ОВЗ. Имея ограничения по здоровью, они, естественно, не могут полноценно развиваться в группе с другими детьми. Поэтому им как никому другому необходима помощь педагога в детском саду. Как по мне, сделать это не имея никакого опыта достаточно сложно.

А ведь обучение малышей с ОВЗ в общеобразовательной группе стало обычным явлением не так давно, поэтому тренинги и курсы – самый действенный способ научиться составлять план занятий с учетом личных потребностей своих воспитанников, ограниченных по здоровью. Я, например, собираюсь принимать участие в предстоящем вебинаре «Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ в индивидуальной работе педагога-психолога» http://www.uchmag.ru . Буду рада, если кто-то из моих подписчиков ко мне присоединится!

Несформированная личность малыша

В современном учебном процессе уже давно вводятся поправки по индивидуальному и групповому развитию детей, с воспитанием в них неповторимой индивидуальности, я бы сказала, настоящей личности в каждом отдельном ребенке. Ведь малыши, да что там, каждый взрослый человек единственный в своем роде. Он имеет свойственные только ему привычки, характер, восприятие окружающего мира, нравы, вкусовые качества и так далее. Именно поэтому очень важно подобрать к дошкольнику подход, развить в нем «слабые» качества и усилить сильные стороны.

Скажите, уважаемые родители, когда вы приводите свое чадо в развивающий досуговый центр на пробное занятие, что вы потом спрашиваете у педагога? Проявляет ли ваш малыш способности к рисованию, если это кружок ИЗО, к лепке, к театральному искусству или робототехнике. Так вы пытаетесь понять, к чему воспитанник проявляет способности. Наша же задача, как педагогов, правильно определить к чему у ребенка способностей нет, и сделать так, чтобы они были!

В этом вопросе трудно ограничиться той или иной тематикой занятия. Но в качестве примеров можно назвать следующие:

  • Если малыш замкнут в себе и не идет на контакт с окружающими, то с детьми раннего возраста следует больше проводить групповых подвижных игр. Если же не общительному ребенку интересно выполнять занятия творческие, то постарайтесь приобщить его к этому вместе с другими своими подопечными.

  • Плохо развитая речь может послужить поводом для организации спектакля. Но в процессе подготовки к такому интересному мероприятию с дошкольником потребуется индивидуально проговаривать слова, речи, стихи, роли.

  • Для детей, отстающих от сверстников в разных направлениях или имеющих проблемы со зрением, например, положительным будет развитие мелкой моторики. Вы можете давать такому ребенку специальные упражнения в индивидуальном порядке, рекомендовать игры и упражнения для совместных занятий с родителями или планировать работу в этом направлении для всей группы дошкольников.

  • Если ребенок уже с малых лет имеет отличный слух и проявляет невероятные способности в музыке. Мало того, малышу нравится петь, но при этом он совершенно не старается рисовать, то можно соединить эти два занятия вместе, подобрать тематические песни – в общем, сделать занятие ярким и увлекательным. Так вы привлечете внимание малыша и к изобразительному искусству.

Важные моменты воспитания индивидуальности

Еще одним не менее важным вопросом в индивидуальных занятиях с детьми, является не только правильное определение слабых сторон, но и соблюдение некоторых правил.

  1. Правило первое – с детьми раннего возраста не должна никаким образом проявляться навязчивость. Заставить кроху рисовать или учить буквы – проще простого. А вот вы попробуйте его заинтересовать. Мотивируйте стремление к совершенству! К примеру, дети 4 лет, у которых нередко начинается первый «переходный возраст», связанный с осознанием собственной личности, могут объявить протест вашей навязчивости, желая показать собственное мнение.

    Так нам ничего не добиться. А вот ребенка с лидерскими способностями очень не любящего лепить из пластилина, можно мотивировать соревнованием. То есть, кто первый вылепит грибок, тот и победил или может выбирать сегодня игру на уличной прогулке. Ну интересно же и здорово!

  2. Ни в коме случае нельзя проявлять агрессию и это в большей степени касается воспитательного процесса дома. Я знаю, мои любимые мамы и папы, когда приходишь с работы с затуманенными мозгами, не чувствуешь ни рук, не ног, а тебе еще ужин для семьи готовить, а тут сын со своим «мам дай краски, я нарисую тебе кота, которого нас учили рисовать в садике».

    А ты совершенно не помнишь, куда задевала краски, да и стол кухонный занят продуктами, в итоге «не мешай», «давай позже» и ребенку рисовать кота уже совершенно и не хочется. Этот пример один из многих. А ведь развитие личности должно происходить не только в детском саду, но и дома. Поддерживайте все благие намерения своего чада, помогайте ему становится лучше. Ведь кто как не вы, родители, знают о своем малыше все при все!

  3. Терпение и максимум внимания требуется для занятий с ребенком 2 лет и младше. В этом возрасте дети очень часто еще не посещают ДОУ и находятся дома с родителями или бабушками и дедушками. Поэтому индивидуальные занятия – это основа развития ребенка и в дальнейшем.

Из всего выше сказанного можно сделать только один вывод – занятия в частном порядке с детьми в дошкольных учреждениях – это прекрасная возможность воспитать в ребенке много хороших качеств и навыков, это индивидуальное формирование его будущей личности, это увлекательное и очень интересное занятие, которое обязательно понравится малышу!

На этой оптимистичной ноте я с вами прощаюсь. Жду новых подписчиков на страницах этого блога и с удовольствием дам совет в воспитании малыша!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группе

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 6
  • Ольга
    20.02.2017 в 21:22

    до школы ребенок впитывает в себя все новое,поэтому всему необходимо обучаться в малой возрасте,ходить на разные секции, кружки,чтобы ребенок понимал,что ему нравится больше всего.

  • Маргарита
    08.02.2017 в 18:43

    Занятия с детьми, конечно же, необходимы. У них даже восприятие другое. Я где-то слышала или читала об эксперименте, проведённом с малышами: мама взяла одно печенье себе, другое дала ребенку. Свое разломила на две части и спросила:

    — У кого больше печенья?

    — У тебя — ответил ребёнок.

  • Нина
    03.02.2017 в 16:30

    У нас в центре детском делают бесплатную так сказать диагностику и подбирают подходящие занятия, в том плане, групповые или индивидуальные. Ведь есть детишки, которые смотрят на кого то и берут пример, а одному как то скучновато. Даже и такое есть.

  • Александр
    01.02.2017 в 12:23

    Я вообще считаю , что родители сами должны заниматься своими детьми , но естьи исключение если оба заняты работом то тогда можно

    • Нина
      03.02.2017 в 16:27

      Но все равно, в работе тоже бывают выходные, и в эти «окошки» родителям все стоит уделять ребенку внимание на его развитие.

    • Маргарита
      08.02.2017 в 18:46

      Если оба так заняты, что им некогда заниматься ребенком, а его воспитанием занимаются другие люди и государство, то потом не стоит удивляться результатам такого воспитания.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика