Приветствую новых и бывалых моих читателей! Ваша Татьяна Сухих рада каждой встрече с вами. Особенно – вопросам читателей, которые свидетельствуют о том, что мой блог нужен. Итак, поступила просьба рассказать подробно, что представляет собой ежедневное планирование такого вида деятельности, как индивидуальная работа с детьми. Просят на год, правда, но в пределах читабельной статьи, думаю, это не реально и далее вы поймете, почему.
Содержание статьи:
- 1 В чем смысл и содержание индивидуальной работы с дошкольниками?
- 2 Направления индивидуальных дополнительных занятий
- 3 Когда лучше проводить дополнительную работу с отдельными детками?
- 4 Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
- 5 Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
- 6 Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
В чем смысл и содержание индивидуальной работы с дошкольниками?
При составлении календарно-тематического плана на каждый день мы предусматриваем заполнение графы «совместная деятельность педагога и детей». Эта графа может делиться на две подграфы, если так можно выразиться: «индивидуальная работа с детьми» и «групповая деятельность». Иногда индивидуальные мероприятия прописываются совершенно обособленным разделом плана, например, если детки в группе все или частично с ОВЗ.
В этом случае дополнительным занятиям с каждым малышом по отдельности или небольшими группами уделяется гораздо больше внимания, нежели в группах с обычными детками. Сегодня поговорим об индивидуальных мероприятиях с ребятами, не имеющими ограничений по здоровью.
Я, конечно, видела готовые планы, где заполнены наперед все графы. Это может иметь место, но не в планировании дополнительных занятий с отдельными ребятами, которые отстают в усвоении какого-либо знания, умения. Да, мы можем знать в начале учебного года, что такой-то малыш определенно отстает в умении рисовать кистью, правильно держать карандаш, не умеет бросать мячик в цель или имеет проблемы с речью.
Но часто мы выясняем имеющиеся пробелы в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Причем, речь идет не только о проблемах с восприятием материала, но и с общением со сверстниками, наличием культурно-гигиенических навыков и т.п. Понаблюдав за детками определенное время, совместно со вторым педагогом-напарником и помощником воспитателя мы решаем, в какой дополнительной индивидуальной помощи нуждается ребенок.
Причины «неуспеваемости» у деток могут быть разными: низкая посещаемость садика, частые болезни, природные особенности личности малыша, адаптационный период, педагогически запущенные детки и т.п.
В зависимости от имеющейся проблемы, выбираем метод работы с конкретным малышом: беседа, игра, физические упражнения, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, наблюдения, посильный физический труд. И весь комплекс работы с конкретным малышом строится с учетом особенностей его развития, как физического, так и нравственного, психологического, умственного.
Значит, дать канву плана индработы на год является невозможным, в принципе, поскольку такие мероприятия планируются под потребности конкретных деток в группе. Но шаблон существует, о нем ниже.
Направления индивидуальных дополнительных занятий
Что касается формулировки сути и цели занятий с конкретными воспитанниками, то подскажу, что есть три направления, которые, в принципе, можно записать в план заранее, но затем по ходу дела вписать имена детей, с которыми будет проводиться работа:
- Развитие и совершенствование личностных качеств каждого воспитанника;
- Развитие мелкой моторики пальцев – развитие речи;
- Формирование мотивации и предпосылок к усвоению учебного материала.
Эти три задачи вполне охватывают весь комплекс работы с отдельными детьми, это можно считать шаблоном для плана. Если хотите, можно конкретизировать, например, что входит в понятие «Развитие и совершенствование личностных качеств ребенка»?
Это умение общаться, взаимодействовать с коллективом и взрослыми, наличие культурно-гигиенических навыков, психологические особенности, которые мешают комфортному пребыванию малыша в садике (застенчивость, зажатость, апатия, неактивность, нелюбознательность и т.п.)
То есть, видим, что Петя не умеет сам застегивать пуговицы или боится проявлять инициативу в играх, записываем: Обучение Пети на тренажере застегивать и расстегивать пуговицы на одежде. Или: проводим сюжетно-ролевую забаву вдвоем с Петей, где он будет играть ведущую роль.
Можно в плане в разделе «Индивидуальная работа» ежедневно вписывать 1-2 задачи или все 3, дописывая имена деток, которым нужны такие занятия. Хотя правильно будет с каждым малышом группы периодически проводить воспитательно-развивающие индивидуальные мероприятия, чтобы выявить лучше его личные особенности, качества, таланты.
Вообще индивидуальная работа должна планироваться с учетом таких постулатов:
- Уважение личности ребенка;
- Формирование адекватной самооценки;
- Привлечение каждого малыша ко всем видам деятельности в детском саду для выявления его личных качеств, наклонностей;
- Постоянное усложнение деятельности в рамках иднработы;
- Создание благоприятной почвы для саморазвития каждого ребенка, стимулирование его самовоспитания.
Рецепты успешной индивидуальной деятельности с детьми дать невозможно, ведь каждая личность – уникальная. Одному достаточно будет разового дополнительного занятия по какому-то направлению, а другому понадобится целый год, чтобы научиться полноценно обслуживать себя, например.
Когда лучше проводить дополнительную работу с отдельными детками?
Индивидуальная работа отлично и результативно проходит утром после прием деток, во время прогулки и во вторую половину дня, особенно после ужина перед тем, как деток заберут. Узнав поближе детей, вы сами поймете, когда и чем можно позаниматься с малышом. Допустим, его поздно забирают – вот и занимайтесь вечером.
Итак, утром преимущественно проводят личные или небольшими группками беседы на любые темы, с целью обогатить словарный запас и развить речь. Попутно уместно показать упражнение из пальчиковой гимнастики, которое ребенок не усвоил. Кроме того, утро – отличное время для выработки культурно-гигиенических навыков.
Во время утренней прогулки хорошо бы индивидуально отработать физические упражнения, с застенчивым малышом лично поиграть в подвижную игру. С другим – понаблюдать за природой, поговорить об изменениях в погоде. С третьим – собирать листики, формируя букет, изучая цвета, формы.
Во второй половине дня ближе к вечеру упор делаем на сюжетно-ролевых играх, трудовому воспитанию, дополнительным занятиям по счету, грамоте и т.п.
Понимаете, методов и способов дополнительно заниматься с детками множество, важно не превратить это дело в фикцию на бумаге. Ведь кроме развивающей обучающей деятельности, часто деткам требуется психологическая помощь, которая под силу воспитателю. Да просто иногда нужно просто уделить время малышу, обнять и расспросить, что его волнует и как у него дела.
Если вас устраивает хорошо заполненный план, а не реальная работа с детками, то, пожалуйста, записывайте по максимуму, но не переусердствуйте, ибо аттестационной комиссии будет подозрительно, что вы так много на себя берете. При чем тут комиссия? А при аттестации требуется предъявить планы работы и другую документацию.
Надеюсь, помогла? Если что, пишите, отвечу! А пока выражаю свою обычную просьбу: поделиться ссылкой на статью и подписаться на новости. Спасибо!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей
Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…
Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду
Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…
Спасибо, быть педагогом, особенно прирожденным, это удача.
спасибо, очень приятно
очень интересно!
Татьяна, вы педагог высшей категории)!
Нет, у меня ещё нет категории, в декабре аттестация на первую, как то раньше не удалось аттестоваться, то забыли внести с план, то изменения в образовании и в 2013 году было подтверждение на соответствие занимаемой должности.