Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…
Содержание статьи:
В чем сила обыкновенных палочек для счета?
Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:
- Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
- Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
- Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
- Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
- Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
- И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
- Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.
Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:
- Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
- Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
- Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.
Как начать использовать счетные палочки в забавках?
Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.
В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.
Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:
- Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
- Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.
А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.
Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:
- «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
- «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
- «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.
Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников
Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:
- Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
- Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
- Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
- Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
- Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
- Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
- Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
- Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
- Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
- 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
- Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
- Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
- Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.
Усложняем задачу для старших деток
Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:
- Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
- Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
- Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
- Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
- К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
- Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
- В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.
По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.
Если понравился материал – лайкайте и делитесь! Также жду новых подписчиков!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Игры на улице: продолжение…
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Очень познавательно. Сын очень любит играть с палочками, хотя уже второй класс
сейчас не могу вспомнить, учили ли наших детей с такими палочками.
Но мне кажется, так интереснее — с палочками.
Как жалко, что про такую полезную вещь, как счетные палочки, узнал, когда ребенок пошел в первый класс. Но лучше позже, чем никогда, тем более в голове уже появились интересные идеи, как заинтересовать ребенка к учебе, с помощью игры.
Сколько применения простых палочек для развития ребенка
Татьяна, очень хорошая подборка. Дети любят эти яркие маленькие счетные палочки и занимаются с ними с удовольствием. А здесь дано столько возможностей направить их любознательность в нужное русло.