Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Игры по развитию речи с мячом – легкое и веселое обучение

Дата: 29 ноября 2017 в 09:00
Рубрика: Игры

Привет, уважаемые и любимые читатели блога Татьяны Сухих! Знаете, мне раньше казалось, что тем по педагогике не хватит даже на год, чтобы каждый день заполнять странички портала. Но теперь вижу, как ошибалась! Ежедневно возникают новые идеи, вопросы, просьбы о помощи от коллег и родителей. Сегодня на повестке дня такая тема: «Игры по развитию речи с мячом». Думаю, информация будет полезной для всех.

Берем в руки мячик…

Пожалуй, одна из самых популярных игрушек во вселенной – мячик. Простой спортивный атрибут, но сколько в нем возможностей! Мы в детском саду применяем мячики где угодно: на физкультуре, во время занятий, прогулок, сюжетно-ролевых игр и т.д. Сам по себе этот круглый предмет приятен глазу своей идеальной формой, руке – гладкой поверхностью, нашему мозгу – широкой сферой применения. И скачет, и катится, и в цель попадает, и выбивает…

Сегодня нас интересует, как применить мяч для улучшения речевой деятельности дошкольников. Поскольку все, чему мы обучаем деток в садике, происходит через игру и только игру, резиновый или пластмассовый шарик на занятиях играет роль игрового атрибута, отвлекая ребенка от необходимости заучивать. Освоение новых знаний происходит исподволь, незаметно, приятно. Если есть дефекты речи, который нужно исправить, то он служит отвлекающим моментом.

Ребенок, увлеченный идеальной сферой, расслабляет аппарат речи и легче переступает через условные преграды. Кроме того, забавы с чем-то круглым и ярким включают непроизвольное внимание, и одновременно активизирует произвольное внимание. Представьте, как активно задействуются сразу несколько моментов: услышать вопрос, поймать, сообразить, ответить, бросить обратно!

развиваем речь

Тренировка для чемпионов! Кроме того, занятия с дополнительными атрибутами делают обучение более приятным, разнообразным. Ребята не так устают и сохраняют внимание на протяжении необходимого времени. И, наконец, мяч – самый доступный дидактический материал, который можно использовать в игре на развитие речи. Купите, например, такой набор –«Мяч футбольный. Микс» – недорого, но красиво, размер удобный для малышей.

Если взять не простой гладкий шарик, а с пупырышками, то добавим массаж важных точек на ладошках!
Еще обратите внимание на такой вариант – «Мяч-раскрывашка» . С ним отлично можно играть и обучаться. Когда его подбрасываешь, он раскрывается!

А для наглядности в группе пригодится плакат вырубной «Мяч», например, для уголка спорта или в качестве демонстрационного материала. Еще нашла для спортивного зала отличный комплект плакатов «Легкая атлетика. Обучение метанию спортивного снаряда и мяча»: 16 плакатов с методическим сопровождением.

Практическое применение мяча в развитии речи дошкольников

Логопедические и общеразвивающие упражнения со сферой можно разделить на такие виды:

  • В паре: бросай мне, а я – тебе; катание «снаряда» в положении сидя на полу от меня к тебе;
  • В команде: бросание по кругу между всеми участниками; бросание центральному участнику остальными по очереди; катание по кругу от участника к участнику; катание от каждого участника центральному участнику и обратно;
  • Индивидуальные упражнения: бросок вверх и обратно в руки; бросок вверх с ударом об пол; прокатывание по звуковой или иной дорожке; отбивание как в волейболе; метание в цель, корзину, кольцо.

Учтите, что игры с кругленьким прыгучим предметом годятся не только для занятий в группе или кабинете логопеда, но и для прогулки тоже подойдут. Почему бы не запланировать урок по развитию речи на свежем воздухе, да еще с элементом гимнастики? Кроме обогащения словарного запаса, коррекции звукопроизношения, отлично «работает» мяч при запоминании дней недели, времен года, порядкового счета и т.п.

во время прогулки

Суть игр вот в чем: ведущий дает задание, бросает «колобка» игроку, тот отвечает и бросает обратно «снаряд». То же самое с катанием, перебрасыванием по кругу и т.п. Неважно, командные забавы или один на один с ребенком, правила не меняются: вопрос – бросок – ответ – бросок.

Самые популярные и эффективные забавы с мячиком на совершенствование речи

  • Добавь суффикс – уменьшительно-ласкательный или со значением увеличительности: кот-котик, кот-котище и т.п. Да, хорошо бы придумать забавные названия играм, чтобы дети запоминали, во что играют и со временем могли изъявлять желание поиграть в это самостоятельно без взрослых. Например, «Назови ласково», «Великан».
  • Подбери антоним – «Наоборотка»: белый – черный, мокрый – сухой, весело – грустно.
  • Назови детеныша – «Детка»: кит – китенок, ворона – вороненок, свинья – поросенок.
  • Найди замену слову (синоним) – «слово-братик»: большой – огромный (крупный), красивый – милый, хорошенький, лапочка.
  • Протяни звук – «Попугай» – ведущий катит мяч ребенку и протяжно произносит звук, который нужно скорректировать (л-л-л, например). В ответ малыш отправляет «снаряд» обратно и повторяет точно так же.
  • Найди лишнее – «Шпион» – объявляем слово, обозначающее совокупность однотипных предметов, например, «мебель». Ведущий в центре называет предмет из парадигмы, бросает мячик игроку, если этот предмет относится к мебели, ребенок ловит и бросает обратно. Если не относится – отбивает.
  • Похожая игра – «Цепочка» – опять объявляем слово, обозначающее совокупность однотипных предметов, например, «цветы». Передаем, перебрасываем или перекатываем сферу по кругу друг другу, называя названия известных цветов.
  • Единственное и множественное число – «Одиночка» – заводила игры называет слово в единственном числе, передает, перебрасывает или перекатывает мячик, а участник называет это же слово во множественном числе.
  • Часть и целое – «Солянка» – задаем слово, обозначающее блюдо, предмет одежды, живое существо, к примеру, «борщ». Взрослый называет часть или ингредиент – свекла. Если подходит к борщу, ловим, если нет – отбиваем.
  • Назови существо – «Незнакомец» – называем несколько характерных признаков животного, представителя какой-то профессии: мяукает, пушистый, усатый. Если угадал, что это кот, берешь мячик и бросаешь в корзину, кольцо, цель.
  • Ориентировка в пространстве – «Вратарь» – ведущий объявляет: «Раз, два, три, справа (слева) лови!» Ребенок подается телом и руками в соответствующую сторону, как вратарь и ловит двумя руками брошенный мяч.
  • Цвета – «Семицветик» – взрослый задает вопрос игроку: «Какого цвета твой бантик (штаны, носки, колготки, шорты)?» Бросок – «красный» – бросок обратно.

играем и говорим

Поиграем еще?

Для деток старшего возраста игры нужно усложнять:

  • Признаки предмета – «Догони» – ведущий называет слово, бросает мяч игроку. Дети, передавая мячик друг другу по кругу, называют признаки предмета, пока ведущий обходит весь круг.
  • Слоги – «Баскетбол» – взрослый задает слово, перебрасывает «снаряд» ребенку. Тот должен бросить мяч об пол столько раз, сколько слогов в слове.
  • Существительные – «Три слова» – ведущий говорит: «Я знаю три названия транспорта». Бросок или перекат – ребенок называет: «Автобус, такси, метро».
  • Согласование существительного с числом – «Считалка» – взрослый называет слово в единственном числе, например, «гвоздь». Бросает мячик и называет цифру, ребенок, произносит словосочетание: «два гвоздя», «пять гвоздей».
  • Закрепление названий месяцев, дней недели, порядкового счета – «Следующий» – заводила произносит название месяца, дня недели и т.п., бросок – игрок называет следующий месяц, день недели. И так по кругу.

В принципе, тем для забав с мячом великое множество. Если кому нужно подготовить конспект открытого занятия по развитию речи, думаю, идей предостаточно, не так ли? Самое главное – этот круглый атрибут сделает настоящее чудо, помогая запомнить новые слова, отработать труднопроизносимые звуки, выработать ловкость, внимательность…

Не забывайте, друзья, старые добрые методики и приемы, известные в педагогике еще с незапамятных времен. Не думайте, что современные дети требуют чего-то нестандартного в обучении. Гоняясь за передовыми идеями, мы упускаем возможности, данные нам нашими предшественниками. Мяч, счетные палочки, дидактические карточки – это не примитивный «привет» из прошлого, а проверенные орудия обучения дошкольников.

Надеюсь, статья вас вдохновила? Если так – поделитесь ссылкой на нее через социальные порталы, кроме того, милости прошу подписываться на новости.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры на улице

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

4 комментария

Игры на улице: продолжение…

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

6 комментариев

Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…

6 комментариев
Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 6
  • Елена
    03.12.2017 в 11:57

    :-(

    • Татьяна Сухих
      03.12.2017 в 12:15

      Елена, почему у вас грустный смайлик, вы не нашли для себя полезной информации? Напишите, что вы ищите, я постараюсь вам помочь.

  • bytrina
    30.11.2017 в 18:54

    Мяч наверное самый любимый предмет не только взрослых, но детей, и многие дети не прочь с ним поиграть, с мячом любая наука дается легче.

  • Мария
    29.11.2017 в 22:18

    Очень хорошие игры. Ребята любят мяч и с его помощью можно научить чему угодно, все запоминается быстро и играючи.

  • Светлана
    29.11.2017 в 19:50

    Отличные игры с мячом, сразу и речь развивается, и моторика, спасибо!

  • Алина
    29.11.2017 в 16:15

    Всегда учила ребенка сама. Как могла. Но благодаря вашему сайту и вашим статьям, все стало гораздо проще и лучше. Спасибо большое.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика