Здравствуйте дорогие педагоги и родители. Я, Татьяна Сухих, продолжаю представлять интересные забавы, теперь уже игры на развитие мышления у детей 4-5 лет. В какие игры рекомендуется играть деткам этого возраста?
Содержание статьи:
Сундучок с сокровищами
Развитие воображения, умение анализировать – цель данной потехи. В качестве игрового материала может служить сумка или коробка, любая вещь (съедобная или несъедобная), помещающаяся в эту сумку или коробку.
Игру необходимо начать следующим образом: ребенку предлагают десять вопросов. Он с помощью них должен отгадать, что внутри нее.
Кто кем являлся
С помощью этой игры развивается воображение и внимание. Забаву начинают с вопроса воспитателя. Детка должен назвать то состояние, которое предшествует вопросу педагога.
Вопросы воспитателя | Ответы ребенка |
Кем являлся старик? | Мальчиком |
Буратино чем был? | Поленом |
Дерево чем было? | Ростком |
Да или нет
Цель данного игрища:
*как задавать вопросы;
* как искать условия сортировки объектов внешнего мира;
* как развить способность слушать и быть бдительным.
Игра начинается с загадывания слова воспитателем или рассказа какой – нибудь ситуации. Дети должны отгадать это слово или разъяснить ситуацию и задать такие же вопросы, чтобы можно было ответить да или нет.
Извне – изнутри
Соотношение понятий «маленькое» – «большое», «снаружи» – «внутри» – цель данной потехи.
Воспитатель называет ребенку два предмета и просит его ответить, что может быть снаружи, а что – внутри. Например, подушка – дом, кастрюля – котлета, собачка – сердце, речка – рыба, какао – сахар. Потом поменяйтесь ролями, и малютка пусть назовет словарные пары.
Я – ты
Развитию логического мышления и быстроты реакции преследует данная игра. Как проводится игра? Детка должен быстренько понять, что говорит воспитатель и ответить таким же образом ему. Итак, воспитатель говорит: «Я –река!». Карапуз должен сказать «Я – рыбка». Педагог продолжает говорить: «Я – облако». Ребенок говорит в ответ: «Я – дождик». Эта потеха подходит для личных занятий с деткой и для проведения в маленьком коллективе детей.
Третий лишний
Классификация предметов по признакам, которая задана в условиях, является задачей данной игры. Воспитатель произносит три слова, а детка должен определить какое слово лишнее. Так, педагог произносит слова: корова, лошадь, рыбка. Все они относятся к наименованиям живой природы, но первыми двумя словами называют животных, а третьим – нет. Отсюда следует, что слово рыбка – лишнее. Можно привести и другие примеры: ель, береза, подснежник; шампунь, мыло, губка; какао, молоко, сок.
Разгадай по описанию
Целью данной игры является развитие речи с умением согласования существительных и прилагательных, сведения о понятиях, которые объединяют собой те или иные существа или предметы.
Воспитатели заранее подготавливают загадки, на которые детки должны ответить. В нижеследующей таблице приведены примеры таких загадок.
Загадки | Ответы |
Насекомое с красивыми многокрасочными крылышками, которому нравится летать и питается нектаром. |
Бабочка |
Длинный транспорт, состоящий из нескольких частей, который ездит по железнодорожным рельсам. |
Поезд |
Лесное дикое животное, которое на луну воет. | Волк |
Хитрое дикое животное, с рыжей шерстью. | Лиса |
У этого фрукта желтая кожура. | Лимон |
Ожившие объекты
Задачей данной игры является обучить ребенка наделять различные предметы мыслями, поступками, действиями. Одним словом их оживлять. Например, педагог предлагает представить ситуацию дождливого осеннего дня. Нужно с карапузом пофантазировать и пытаться охарактеризовать какой это день: грустный, пасмурный, скучный. Сочините характер дня, его настроение, а также поступки и мысли.
Воображаемый рассказ
Задача данного игрища – развитие мышления и связной речи ребенка. С малышом вспомните знакомую сказку и обсудите сказочных персонажей и их характерные свойства. Пусть ребенок представит, что таких свойств у героев нет. В связи с этим, какие изменения произойдут со сказочными героями. Детки, таким образом, учатся видоизменять сказки с учетом измененных деталей.
Фантазеры
С ребенком помечтайте, применяя способ «забавы» с размером. Итак, можно пофантазировать так:
- Я бы желал быть маленьким, чтобы попасть к мышке в нору и узнать, как живет она.
- Я бы желал быть большим, для того чтобы увидеть как виден сверху город.
В такие варианты играя, подталкивайте детей подумать, что может соответствовать значению плохо, а что значению хорошо.
Словарная цепочка
Эта интересная игра развивает словарный запас у детей. Они фантазируют и начинают строить интересные предложения. Ведущий игры называет 2 слова, которые не связаны с собой. К примеру, мама и яблоко. Другой участник составляет из этих слов предложение. Например: «Мама положила на стол яблоко». Тот же участник называет еще слово – шар. Следующий ребенок, используя 2 и 3 слово, составляет предложение: Например: «Яблоко было похоже на шар». Много вариантов сюжетного развития предполагает такая игра. Проигравшим считается тот, кто не смог составить предложение.
Цирк
Поиграйте с деткой в цирк. Ареной будет вырезанный круг. Туда выходят артисты, чтобы показывать представление: педагог берет геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ребенок должен догадаться, кто он и что будет делать. Малыш берет на ощупь пригласительный билет артиста и пытается назвать его. Игра разворачивается по любой схеме, с помощью которой он рассматривает предметы и видит его посредством органов чувств.
Новая игрушка
Каждый имеет в доме всякие коробки, пробки, сломанные игрушки, колесики от автомобиля. Не выбрасывайте их, поскольку такой материал послужит источником развития воображения крохи. Придумайте новую игрушку, взяв детали от различного материала. Например, с помощью пластилина прикрепите мяч на колесики автомашины. Малыш пусть расскажет об игрушке и как с ней можно играть.
Я прощаюсь с вами, но ненадолго, поскольку еще предложу такие игры для другой возрастной категории. Всего вам доброго!