Доброго здоровья, друзья-товарищи! Татьяна Сухих очень рада всех приветствовать. Учитывая, насколько серьезной является проблема адаптации малышей с ограничениями по здоровью в общество, я решила посвятить большую статью такой теме: игры для детей ОВЗ, поскольку нет иного более эффективного способа развлечь, научить, воспитать дошкольника, чем игра. А особенные детки нуждаются в особом подходе, это касается организации и выбора забав для них.
Содержание статьи:
- 1 Знакомьтесь: мой друг «УчМаг»
- 2 Советы по организации забав с особенными детками
- 3 Какие задачи можно решить через разные виды игр с особенными детками?
- 4 Поиграем вместе с ребенком!
- 5 Давай еще поиграем!
- 6 Что еще добавить?
- 7 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 8 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
- 9 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Знакомьтесь: мой друг «УчМаг»
Хотелось бы заметить, что заниматься и даже играть с особенными ребятами дошкольного возраста нужно, опираясь на разработки и знания специалистов.
Только лишь читая тематическую литературу, слушая выступления педагогов-методистов, ударяясь, короче говоря, в самообразование, мы, педагоги, а также родители, кому выпал жестокий удел – растить малыша с ограничениями здоровья, можем позволить себе надеяться достичь успеха в развитии и коррекции таких деток.
Как вы знаете, должно быть, в работе я преимущественно использую материалы, которые приобретаю в Интернет-магазине «УчМаг». Фишкой данного образовательного портала является предоставление уникальной возможности послушать и пообщаться через обратную связь с именитыми педагогами, исследования которых позволяют повышать собственный профессиональный уровень воспитателям, учителям и продвинутым родителям.
Так, сегодня «УчМаг» предлагает принять участие следующих офлайн-вебинарах (предложение и для педагогов и для родителей):
- «Современные технологии развития навыков общения у детей с ОВЗ»;
- «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС»;
- «Современные технологии обучения детей с ОВЗ»;
- «Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО)».
А что касается возможности самосовершенствоваться самостоятельно, то могу посоветовать компакт-диск для вашего рабочего компьютера с информацией на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации».
Здесь помимо видеоматериалов по лекциям педагогов-психологов, есть конспекты игр, занятий, а также примеры наглядно-дидактических материалов, – все это пригодится воспитателям и родителям для занятий с детьми, имеющими ОВЗ. Рекомендую обратить внимание на это пособие «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий».
Советы по организации забав с особенными детками
- Играя с малышами, взрослый должен проникнуться процессом наравне с детками, верить во все происходящее или хотя бы притворится. Принимайте любую импровизацию, не настаивайте на своих правилах игры;
- Следите за своей речью, ведь вы являетесь образцом для подражания. Не допустимы речевые ошибки – ведь мы используем игру и как средство развития речи деток;
- Помните, что малыши гораздо больше понимают, чем могут выразить словами. Следите за настроением, мимикой ребят, изучайте своего ребенка;
- Создайте благоприятные условия для забав с малышами, не предлагайте поиграть вместе, если вы устали, раздражены, больны, в конце концов. Детки все это чувствуют и удовольствия не получит ни одна из сторон процесса;
- Дайте ребенку право во время совместной забавы быть равным вам во всех отношениях, не перебирайте на себя главенствующую роль, подталкивайте детей к инициативе;
- Задействуйте все органы чувств малыша: пусть рассматривает, слушает, трогает;
- Ставьте реальные задачи индивидуально для конкретного ребенка, учитывайте его вкусы, интересы, симпатии.
Кстати, если тема вашего самообразования – организация какого-либо процесса в ДОУ или начальной школе, можно заочно пройти курсы повышения квалификации по теме: «ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса» и получить соответствующее свидетельство.
Какие задачи можно решить через разные виды игр с особенными детками?
- Физическое развитие происходит через подвижные, спортивные, коррекционно-оздоровительные игры. Широко рекомендуется применять упражнения с мячом, бег по силам малыша, гимнастика и т.п. Кроме непосредственно подвижных игр, обязательно нужно чередовать другие виды забав с физкультурой. В промежутках возьмите себе за привычку делать забавные движения с детками, разминая все части тела;
- Речевое совершенствование возможно через абсолютно все виды забав, даже во время игры в мячик мы комментируем свои действия и общаемся, подталкивая ребенка отвечать нам и повторять за нами слова и выражения. Есть, конечно, специальные дидактические игры и упражнения, целенаправленно развивающие «говорение» малыша.
Также неоценимое значение в этом вопросе играет сюжетно-ролевая забава, а также театрализованные представления. Если вас интересует этот аспект развития ребенка, есть возможность принять участие в офлайн-вебинаре «Развитие речи детей с ОВЗ (формы, методы, техники)», оформить заявку можно на том же «УчМаге».
А пальчиковые и сенсорные забавы и упражнения просто незаменимы для тренировки мозговой деятельности в целом и речи в частности.
- Развитие познавательного процесса осуществляется посредством дидактических, сенсорных забав, игры-эксперимента, игры-исследования, наблюдения. В этом направлении работают интерактивные упражнения. Стоит заметить, что речь идет не только лишь о компьютере как специальном устройстве для интерактивных игр.
Есть многофункциональные пособия, настольные игры и приспособления. Цель интерактивных игр – активное обучение, основанное на имеющемся опыте участников.
- Социализация и развитие коммуникации происходит через коммуникативные игры, сюжетно-ролевые, игры-инсценировки, театрализованные и дидактические забавы. Хотя эти качества, так необходимые для жизни в обществе, можно натренировать во время любой совместной деятельности с малышом – поход в магазин, прогулка, работа по хозяйству и т.д.
Но нельзя недооценивать роль игр на коммуникацию, они исключительно необходимы для развития малыша.
- Художественно-эстетическое развитие осуществляет музыкальная, театральная, художественно-прикладная деятельность, а также специальные дидактические упражнения, сюжетно-ролевые, фантазийные забавы.
Поиграем вместе с ребенком!
Воспитателям я советы по поводу игр для деток с ограничениями по здоровью давать не буду, мы с вами, коллеги, знаем, где брать материалы и давно у каждой из нас есть картотека игр, бесед, занятий. Я, первую очередь, хочу помочь родителям, которые не знают порой, как играть со своими малышами и во что.
Игра «Готовим обед» (сюжетно-ролевая). Ее любят все ребята, независимо от особенностей по здоровью и развитию. Устройте игру дома, но не как угодно, а продуманно. Надеваем маски мультяшных героев (вот вам театрализованное действие) и создаем обычную обстановку на кухне. Не обязательно делать это непосредственно на кухне.
Гораздо лучше создавать игровое пространство в детской, используя предметы-заместители. Так развивается фантазия и образное мышление. Пусть эта коробка будет столом, эта – плитой. Вот у нас есть игрушечная посуда. Надеюсь, у вас есть карточки с изображениями овощей? Разыгрываем ситуацию, в которой, допустим, кот Матроскин и пес Шарик ждут в гости Дядю Федора и хотят его угостить вкусным полезным обедом.
Раскладываем карточки с овощами и спрашиваем, что это за овощи, какого ни цвета, формы, какой вкус и запах они имеют. Что из них можно приготовить. Идет активная познавательная работа со стороны ребенка, он думает, ищет ответы, догадывается, изучает, запоминает.
Если вы используете настоящие овощи, поиграйте в игру «Угадай, что пахнет, и что я ем». Закрываем глазки и угадываем по запаху и вкусу, что за овощ или фрукт на компот.
Выбрав овощи для супа или борща, Шарик и Матроскин устали. Уместно сделать веселую гимнастику.
Лучше, если это будут коррекционные упражнения по конкретной проблеме малыша плюс – несложная гимнастика для всего тела. Мы поправим неполадки в здоровье и укрепим физическую форму ребеночка. При этом все комментируем, а малыш повторяет за вами – попутная тренировка речи.
Приготовили обед, накрыли на стол, пришел гость, мы здороваемся, приглашаем к столу, ведем светские беседы о погоде и здоровье – коммуницирование и социализация.
Давай еще поиграем!
На примере самой простой и любимой всеми игры я показала, как в ней одной развивается и мозг, и речь, и познание, художественный вкус, социализация и тренируется тело.
Из разряда сенсорных игр могу посоветовать очень веселую забаву: «Покорми цыплят». Сюжет такой: из яичек вылупились крошечные цыплята. Они такие маленькие, что не могут сами кушать. Нужно накормить их с ладошки. Берем пальчиковые краски и желтой краской кистью ставим точечки прямо на ладошки ребенку. Мама пальцем стучит по ладошке, изображая цыпленка, который клюет.
Потом можно нарисовать зернышки на бумаге, макая пальчики в краску и так же накормив цыплят, пусть теперь пальчики ребенка будут клювиками. Так мы преодолеем брезгливость и боязнь запачкать ручки, что присуще многим деткам с ОВЗ. А если есть игрушечный цыпленок – это тоже отлично. Тут же и моторика мелкая тренируется, и эмоции, речь. Полезно будет поиграть в подвижную игру «Кот и цыплята», что-то типа догонялок и пряток.
У кого есть готовая картотека игр для особенных деток, не лишним будет любую забаву сделать более содержательной, добавив элементы сюжетно-ролевых, театральных, дидактических, подвижных игр. С ребятами постарше можно и нужно играть в деловые игры, сюжет которых нужно строить, отталкиваясь от возможностей ребенка.
Это в основном игры с деньгами, ненастоящими, конечно. Например, «Семейный бюджет»: папа принес домой зарплату, вот они с мамой решают, как распределить бюджет. Интересно наблюдать, как ребята решают этот вопрос. Это тоже ролевая игра, как вы поняли. А что она развивает, думаю, тоже поняли.
Немного отвлекусь, но по делу. Меня спрашивают родители, всякая ли компьютерная игра вредна для дошкольников? Дело не столько или не только в играх, а во времени, которое вы отводите на это занятие. Почему нельзя играючи, изучать английский, математику, родной язык? Да и многие игралки хорошо тренируют реакцию, моторику, внимание, память и т.д. Другое дело, что строгое дозирование времени на компьютер – самое важное, как и подбор игр.
Что еще добавить?
Средний объем статьи не позволяет развернуться мысли. А слишком длинные тексты просто нечитабельны. Хотелось соединить практику и теорию, а получается, что я больше теоретик. Но описание игр вы сами можете найти в книгах и Интернете. Я, как педагог, считаю, что важны не только сценарии игр по ФГОС, но и рекомендации, как лучше и для чего их использовать.
Моя задача – мотивировать родителей особенных деток использовать игру как лучшее средство обучения, развития, коррекции, коммуникации, социализации.
Надеюсь, получилось. Жду ваших откликов, а также откликов ваших друзей из социальных сообществ и новых подписчиков.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
я как-то общалась с особенным ребенком… ну реально не знала, как найти к нему подход… Давно это было, лет 10 почти назад).
Сейчас бы наверняка заиграла бы его до усталости!)
С простыми-то детками далеко не просто работать, а уж с особенными — вообще молчу! Уверена, что это очень тяжело, памятник нужно поставить таким преподавателям!