Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
09
Июль

Игры для детей ОВЗ – чем занять особенного малыша?

Автор: Главный редактор
Рубрика: Дети с ОВЗ

Доброго здоровья, друзья-товарищи! Татьяна Сухих очень рада всех приветствовать. Учитывая, насколько серьезной является проблема адаптации малышей с ограничениями по здоровью в общество, я решила посвятить большую статью такой теме: игры для детей ОВЗ, поскольку нет иного более эффективного способа развлечь, научить, воспитать дошкольника, чем игра. А особенные детки нуждаются в особом подходе, это касается организации и выбора забав для них.

Знакомьтесь: мой друг «УчМаг»

Хотелось бы заметить, что заниматься и даже играть с особенными ребятами дошкольного возраста нужно, опираясь на разработки и знания специалистов.

Только лишь читая тематическую литературу, слушая выступления педагогов-методистов, ударяясь, короче говоря, в самообразование, мы, педагоги, а также родители, кому выпал жестокий удел – растить малыша с ограничениями здоровья, можем позволить себе надеяться достичь успеха в развитии и коррекции таких деток.

Как вы знаете, должно быть, в работе я преимущественно использую материалы, которые приобретаю в Интернет-магазине «УчМаг». Фишкой данного образовательного портала является предоставление уникальной возможности послушать и пообщаться через обратную связь с именитыми педагогами, исследования которых позволяют повышать собственный профессиональный уровень воспитателям, учителям и продвинутым родителям.

Так, сегодня «УчМаг» предлагает принять участие следующих офлайн-вебинарах (предложение и для педагогов и для родителей):

  • «Современные технологии развития навыков общения у детей с ОВЗ»;
  • «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС»;
  • «Современные технологии обучения детей с ОВЗ»;
  • «Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО)».

А что касается возможности самосовершенствоваться самостоятельно, то могу посоветовать компакт-диск для вашего рабочего компьютера с информацией на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации».

Здесь помимо видеоматериалов по лекциям педагогов-психологов, есть конспекты игр, занятий, а также примеры наглядно-дидактических материалов, – все это пригодится воспитателям и родителям для занятий с детьми, имеющими ОВЗ. Рекомендую обратить внимание на это пособие «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий».

Советы по организации забав с особенными детками

  • Играя с малышами, взрослый должен проникнуться процессом наравне с детками, верить во все происходящее или хотя бы притворится. Принимайте любую импровизацию, не настаивайте на своих правилах игры;
  • Следите за своей речью, ведь вы являетесь образцом для подражания. Не допустимы речевые ошибки – ведь мы используем игру и как средство развития речи деток;
  • Помните, что малыши гораздо больше понимают, чем могут выразить словами. Следите за настроением, мимикой ребят, изучайте своего ребенка;
  • Создайте благоприятные условия для забав с малышами, не предлагайте поиграть вместе, если вы устали, раздражены, больны, в конце концов. Детки все это чувствуют и удовольствия не получит ни одна из сторон процесса;
  • Дайте ребенку право во время совместной забавы быть равным вам во всех отношениях, не перебирайте на себя главенствующую роль, подталкивайте детей к инициативе;
  • Задействуйте все органы чувств малыша: пусть рассматривает, слушает, трогает;
  • Ставьте реальные задачи индивидуально для конкретного ребенка, учитывайте его вкусы, интересы, симпатии.

Кстати, если тема вашего самообразования – организация какого-либо процесса в ДОУ или начальной школе, можно заочно пройти курсы повышения квалификации по теме: «ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса» и получить соответствующее свидетельство.

Какие задачи можно решить через разные виды игр с особенными детками?

  • Физическое развитие происходит через подвижные, спортивные, коррекционно-оздоровительные игры. Широко рекомендуется применять упражнения с мячом, бег по силам малыша, гимнастика и т.п. Кроме непосредственно подвижных игр, обязательно нужно чередовать другие виды забав с физкультурой. В промежутках возьмите себе за привычку делать забавные движения с детками, разминая все части тела;
  • Речевое совершенствование возможно через абсолютно все виды забав, даже во время игры в мячик мы комментируем свои действия и общаемся, подталкивая ребенка отвечать нам и повторять за нами слова и выражения. Есть, конечно, специальные дидактические игры и упражнения, целенаправленно развивающие «говорение» малыша.

Также неоценимое значение в этом вопросе играет сюжетно-ролевая забава, а также театрализованные представления. Если вас интересует этот аспект развития ребенка, есть возможность принять участие в офлайн-вебинаре «Развитие речи детей с ОВЗ (формы, методы, техники)», оформить заявку можно на том же «УчМаге».

А пальчиковые и сенсорные забавы и упражнения просто незаменимы для тренировки мозговой деятельности в целом и речи в частности.

  • Развитие познавательного процесса осуществляется посредством дидактических, сенсорных забав, игры-эксперимента, игры-исследования, наблюдения. В этом направлении работают интерактивные упражнения. Стоит заметить, что речь идет не только лишь о компьютере как специальном устройстве для интерактивных игр.

Есть многофункциональные пособия, настольные игры и приспособления. Цель интерактивных игр – активное обучение, основанное на имеющемся опыте участников.

  • Социализация и развитие коммуникации происходит через коммуникативные игры, сюжетно-ролевые, игры-инсценировки, театрализованные и дидактические забавы. Хотя эти качества, так необходимые для жизни в обществе, можно натренировать во время любой совместной деятельности с малышом – поход в магазин, прогулка, работа по хозяйству и т.д.

Но нельзя недооценивать роль игр на коммуникацию, они исключительно необходимы для развития малыша.

  • Художественно-эстетическое развитие осуществляет музыкальная, театральная, художественно-прикладная деятельность, а также специальные дидактические упражнения, сюжетно-ролевые, фантазийные забавы.

Поиграем вместе с ребенком!

Воспитателям я советы по поводу игр для деток с ограничениями по здоровью давать не буду, мы с вами, коллеги, знаем, где брать материалы и давно у каждой из нас есть картотека игр, бесед, занятий. Я, первую очередь, хочу помочь родителям, которые не знают порой, как играть со своими малышами и во что.

Игра «Готовим обед» (сюжетно-ролевая). Ее любят все ребята, независимо от особенностей по здоровью и развитию. Устройте игру дома, но не как угодно, а продуманно. Надеваем маски мультяшных героев (вот вам театрализованное действие) и создаем обычную обстановку на кухне. Не обязательно делать это непосредственно на кухне.

Гораздо лучше создавать игровое пространство в детской, используя предметы-заместители. Так развивается фантазия и образное мышление. Пусть эта коробка будет столом, эта – плитой. Вот у нас есть игрушечная посуда. Надеюсь, у вас есть карточки с изображениями овощей? Разыгрываем ситуацию, в которой, допустим, кот Матроскин и пес Шарик ждут в гости Дядю Федора и хотят его угостить вкусным полезным обедом.

Раскладываем карточки с овощами и спрашиваем, что это за овощи, какого ни цвета, формы, какой вкус и запах они имеют. Что из них можно приготовить. Идет активная познавательная работа со стороны ребенка, он думает, ищет ответы, догадывается, изучает, запоминает.

Если вы используете настоящие овощи, поиграйте в игру «Угадай, что пахнет, и что я ем». Закрываем глазки и угадываем по запаху и вкусу, что за овощ или фрукт на компот.

Выбрав овощи для супа или борща, Шарик и Матроскин устали. Уместно сделать веселую гимнастику.

Лучше, если это будут коррекционные упражнения по конкретной проблеме малыша плюс – несложная гимнастика для всего тела. Мы поправим неполадки в здоровье и укрепим физическую форму ребеночка. При этом все комментируем, а малыш повторяет за вами – попутная тренировка речи.

Приготовили обед, накрыли на стол, пришел гость, мы здороваемся, приглашаем к столу, ведем светские беседы о погоде и здоровье – коммуницирование и социализация.

Давай еще поиграем!

На примере самой простой и любимой всеми игры я показала, как в ней одной развивается и мозг, и речь, и познание, художественный вкус, социализация и тренируется тело.

Из разряда сенсорных игр могу посоветовать очень веселую забаву: «Покорми цыплят». Сюжет такой: из яичек вылупились крошечные цыплята. Они такие маленькие, что не могут сами кушать. Нужно накормить их с ладошки. Берем пальчиковые краски и желтой краской кистью ставим точечки прямо на ладошки ребенку. Мама пальцем стучит по ладошке, изображая цыпленка, который клюет.

Потом можно нарисовать зернышки на бумаге, макая пальчики в краску и так же накормив цыплят, пусть теперь пальчики ребенка будут клювиками. Так мы преодолеем брезгливость и боязнь запачкать ручки, что присуще многим деткам с ОВЗ. А если есть игрушечный цыпленок – это тоже отлично. Тут же и моторика мелкая тренируется, и эмоции, речь. Полезно будет поиграть в подвижную игру «Кот и цыплята», что-то типа догонялок и пряток.

У кого есть готовая картотека игр для особенных деток, не лишним будет любую забаву сделать более содержательной, добавив элементы сюжетно-ролевых, театральных, дидактических, подвижных игр. С ребятами постарше можно и нужно играть в деловые игры, сюжет которых нужно строить, отталкиваясь от возможностей ребенка.

Это в основном игры с деньгами, ненастоящими, конечно. Например, «Семейный бюджет»: папа принес домой зарплату, вот они с мамой решают, как распределить бюджет. Интересно наблюдать, как ребята решают этот вопрос. Это тоже ролевая игра, как вы поняли. А что она развивает, думаю, тоже поняли.

Немного отвлекусь, но по делу. Меня спрашивают родители, всякая ли компьютерная игра вредна для дошкольников? Дело не столько или не только в играх, а во времени, которое вы отводите на это занятие. Почему нельзя играючи, изучать английский, математику, родной язык? Да и многие игралки хорошо тренируют реакцию, моторику, внимание, память и т.д. Другое дело, что строгое дозирование времени на компьютер – самое важное, как и подбор игр.

Что еще добавить?

Средний объем статьи не позволяет развернуться мысли. А слишком длинные тексты просто нечитабельны. Хотелось соединить практику и теорию, а получается, что я больше теоретик. Но описание игр вы сами можете найти в книгах и Интернете. Я, как педагог, считаю, что важны не только сценарии игр по ФГОС, но и рекомендации, как лучше и для чего их использовать.

Моя задача – мотивировать родителей особенных деток использовать игру как лучшее средство обучения, развития, коррекции, коммуникации, социализации.

Надеюсь, получилось. Жду ваших откликов, а также откликов ваших друзей из социальных сообществ и новых подписчиков.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

8 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,...

нет комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • Надежда
    21.07.2017 в 00:38

    я как-то общалась с особенным ребенком... ну реально не знала, как найти к нему подход... Давно это было, лет 10 почти назад).

    Сейчас бы наверняка заиграла бы его до усталости!)

  • Лена
    19.07.2017 в 00:28

    С простыми-то детками далеко не просто работать, а уж с особенными — вообще молчу! Уверена, что это очень тяжело, памятник нужно поставить таким преподавателям! :p

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика