Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами снова я, Татьяна Сухих! Согласитесь, что маленьким деткам свойственно задавать множество вопросов каждый день. Мама с папой обязаны пояснить, почему светит солнце, почему трактор едет, почему трава зеленая и так далее. Изъясниться так, чтобы ребенку стало понятно, довольно сложная задача. Эффективнее все показать на практике. Именно этим и заняты дети в ДОУ: экспериментальный уголок — лучшее решение для ответов на многие вопросы.
Содержание статьи:
- 1 Основы организации уголка в ДОУ
- 2 Уголок экспериментов в младшей группе
- 3 Работа с детьми средней группы
- 4 Эксперименты в подготовительной группе
- 5 Экспериментальный уголок: оформляем зону развития для маленьких почемучек
- 6 Кто рисует на окнах: проектная деятельность с детьми
- 7 Интересные опыты для детей и для взрослых дома и в саду
Основы организации уголка в ДОУ
Помочь организовать воспитателям эту деятельность в детском саду смогут следующие книги http://www.uchmag.ru/estore/e283698/?s=8157&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e558680/?s=8162&partner=61, — это система, которая открывает познавательно-исследовательскую деятельность в экспериментальной лаборатории ФГОС ДО, здесь представлены проблемные ситуации в игровых формах, картотека опытов, http://www.uchmag.ru/estore/e125171/?s=17&partner=61, — организационные мероприятия для детей возрастом от двух до семи лет.
Как вы думаете, какое значение детского экспериментирования?— Она колоссальная. Методика позволяет значительно расширить мышление, верно устанавливать причину и следствие, развивает логическое мышление, учит вниманию, помогает делать выводы, придерживаться техники безопасности.
Чтобы создать исследовательский игровой уголок, необходимо задействовать разные предметы:
- природные компоненты: песок, камни, листья, ракушки;
- продукты питания: сахарный песок, соль, мука;
- книги и различные обучающие издания;
- приспособления для осуществления различных опытов и проведения экспериментов: увеличительные стекла, иглы, пробирки, весы, резиновые мячики и многое другое;
- задействуются различные материалы, бумага, ткани;
- краски, пищевые красители;
- различные таблицы и схематические алгоритмы.
Важно правильно оформить такой уголок в саду. К примеру, должно быть отведено удобное место для игр и обучающих уроков. Дети должны иметь место для проведения экспериментов, хранения материалов, научной литературы.
Обязательно берется во внимание уровень развития малыша, его возраст, нужно обязательно соблюдать правила предосторожности и нормы санитарии.
Уголок экспериментов в младшей группе
Характеристики разных предметов — самая доступная и познавательная сфера.
Что нужно для комплектации ДОУ для самых маленьких? Как вы думаете? Очень полезно работать с сыпучими природными материалами. Педагоги нередко дают деткам задания на извлечение семян тыквы или подсолнуха, проанализировать различия между разными семенами, показать, где они изображены на фото.
Замечали ли вы, как любят детки лепить куличики в песочницах? Между прочим, такое действо помогает им развивать наблюдательность, дает возможность ребятишкам понять, как работать с этим материалом, развивает моторику.
Очень эффективны упражнения, при которых детям задаются вопросы о вкусах. Например, какая манная каша: сладкая или соленая? Какая соль по вкусу, а какой сахар?
Работа с детьми средней группы
В этом возрасте детки уже вдоволь наработались с песком и другими сыпучими материалами, а потому важно выйти на новый уровень развития. Он позволяет развить у ребенка чувство времени. При этом задействуется все тот же песок, только уже в песочных часах.
Деткам очень нравиться наблюдать, как они что-то сделали, и через какое-то время будет виден результат их труда. Педагоги используют в этом случае эксперимент с проращиванием семян, когда семена подсолнухов или гороха укладываются в миску под мокрую марлю, а через какое-то время прорастают.
Летом очень полезны практики, когда сажается горох в земле на улице. После этого добросовестные труженики будут любопытно наблюдать, что выросло на грядках.
С помощью зеркал ребятишки пускают зайчики, что очень увлекает их. Дополнить рассказ о солнце и солнечной системе помогут иллюстрации из книг.
Эксперименты в подготовительной группе
В этом возрасте малыши уже опытные экспериментаторы, но, несмотря на это, они не перестают интересоваться окружающим миром и познавать что-то новое. Наверняка, многие мамочки со мной в этом согласятся. И что же делать в этом случае? Нужно помогать малышу всячески развиваться.
В этом помогут элементарные опыты, которые очень увлекают дошкольников. Эксперименты с йодом и крахмалом очень нравятся дошкольникам и вызывают у них настоящий восторг. Для этого берется картофель, разрезается и на него наносится капля йода, после чего нужно объяснить ребенку, что он стал синим из-за крахмала, содержащегося в нем.
Муравьиные фермы в ДОУ — еще одно интересное исследовательское открытие. Дети любят наблюдать за целыми колониями тружеников муравьев.
Итак, дорогие мои! Как вы уже поняли, уголок экспериментов — важная составляющая в дет садах, которая помогает детям развиваться, делает из них творческих личностей, создает хорошую основу интеллектуального потенциала, формирует логику, учит анализу.
Заниматься с детками можно и самостоятельно в домашних условиях. Принимайте участие в офлайн вебинарах http://www.uchmag.ru/estore/e300815/?s=8889&partner=61, http://www.uchmag.ru/estore/e355329/?s=8889&partner=61, ведь это так весело и интересно! Следите за обновлениями моего блога, и вы узнаете еще много полезной информации, делитесь новостями в социальных сетях и до новых встреч, друзья!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Экспериментальный уголок: оформляем зону развития для маленьких почемучек
Всем привет, дорогие посетители моего блога и друзья! С вами…
Кто рисует на окнах: проектная деятельность с детьми
Добрый день, друзья! Сухих Татьяна не устает делиться своим педагогическим…
Интересные опыты для детей и для взрослых дома и в саду
Всем привет, хотите проводить полезно и интересно время с детьми…
Я думаю такие уголки стоит иметь и дома, особенно когда детей много.
Хорошая идея — сделать такой уголок в саду! Вот приедет ко мне такой трехлетний сорванец на лето — обязательно будет у меня такая площадка. Спасибо за идею!
В таких вопросах важно учитвыдать любые мелочи, но награрный за это развитие тАлания ребенка. Татьяна, спасибо за полезную информацию.
О, знакомое всё) Сколько было таких уголков и в садике, и в школе… Давно же это было)
Наверное, самое сложное — это возраст 5-6 лет, возраст почемучек. Мой сын сейчас в этом возрасте такие вопросы задает, что даже и не знаешь, что ответить иногда :-)
Да, тем кто работает в садах, нужно всегда иметь креативный талант. Я всегда радовалась нашим творческим воспитателям, когда дети были маленькими. Что-нибудь, да придумают, поэтому — то и дети наши с удовольствием посещали ДОУ.
Добрый день, Татьяна и ваши читатели!
Хоть наши детки уже давно не почемушки, что узнавать новенькое никогда не поздно :)
Природные компоненты игрового уголка сегодня как никогда открывают новые возможности для подрастающих почемушек.
Ох сколько же вопросов они задают :) и откуда все это берется? :)
Главное в этом возрасте, что они хотят делать все сами.
что-то похожее на систему Монтессори?
Да, вы правы))
Почемучки в этом возрасте самые забавные и с ними интересно общаться и рассказывать о мире.
Да, действительно подобные уголки развивают креативность и любознательность малышей!