Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.
Содержание статьи:
Воспитание родом из детства
Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?
Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.
Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…
Вооружаемся литературой!
Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.
«УчМаг» порадует каждого воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию. Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.
Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:
«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?
Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.
Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.
Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.
Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.
Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.
Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.
Задачи экологического воспитания детей:
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.
Ребенок должен понимать, что он напрямую связан с природой и зависит от нее, как и все живое зависит от человека. Но любить природу мы должны не потребительски – за то, что она дает нам пищу, а любить искренне, как часть себя.
Сухомлинский В. говорил, что первоначальное воспитание – это воспитание сердца, прежде всего. То есть – эмоций, чувств, нравственности. Что будет заложено в раннем возрасте, то пожнем во взрослой жизни.
Так, что-то я увлеклась проповедями. Пора спросить ваше мнение о поднятом вопросе. Жду ваших комментариев, кликов по иконкам соцсетей и подписок на новости! Особенно активные мои читатели будут вознаграждены!
C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
здравствуйте! у вас очень доступный, отличный, красочный сайт . Спасибо за вашу информацию и рекомендации, нам воспитателям так нужнее.
Рада помочь))
здравствуйте! у вас очень доступный, отличный, красочный сайт . Спасибо за
Абсолютно согласна, что экологическое воспитание начинается с самого раннего детства! И конечно же, семья является первым и основным примером для ребенка. Татьяна, спасибо за такую нужную статью, почему-то очень мало на эту тему.
Да не многие пишут об экологическом воспитании, у нас в саду только одна воспитательница ведёт эту тему по самообразованию, вот и пришла мысль написать статью об этом.