Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Дыхательная гимнастика для детей дома и в ДОУ

Дата: 16 мая 2018 в 21:00
Рубрика: Детей

Речь ребенка напрямую связана с его дыханием во время разговора. Нужно приучить его верно дышать, а особенно – правильно делать длинные выдохи. Сегодня наша тема – дыхательная гимнастика для детей дома и в детсаду. Такую гимнастику для малышей 1-3 лет еще называют логопедической, так как она важна для речи детей в будущем, и играет роль и в профилактике респираторных заболеваний.

Что такое правильное дыхание и чем чревато неправильное?

Правильным и самым продуктивным считается дыхание диафрагмой. То есть когда больше вздымается живот, чем грудь. Так дышат новорожденные, но со временем многие теряют навык.

Дети дошкольного возраста часто дышат верхней частью грудной клетки, во время входа поднимаются плечи и руки, а за ними – живот. Легкие наполняются воздухом частично. Еще одна проблема у деток – дыхание через рот, а для правильной артикуляции надо дышать носом.

Чем чреваты неполные вдохи через рот? Могут быть такие последствия:

  • Рассеянное внимание, утомляемость, трудности с запоминанием.
  • Дефекты речи, связанные с необходимостью часто вдыхать из-за того, что диафрагма работает не в полную силу. К таким дефектам можно отнести частые паузы для вдоха, когда не хватает воздуха «досказать».
  • Дефекты речи, связанные с привычкой приподнимать язык к небу (она бывает часто у деток, дышащих ртом).
  • Инфицирование верхних дыхательных путей и заднего горла из-за ротового дыхания.
  • Нарушение изгиба позвоночника, когда некоторые группы мышц исключаются из работы из-за аномального дыхания.
  • Нарушение жевания, нижняя челюсть меньше включается в работу.

Дыхательная гимнастика: правильно дышим, правильно разговариваем



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

Задача родителей и воспитателей в саду – научить малыша правильному диафрагмальному дыханию через игру. Это уменьшит частоту респираторных заболеваний и вероятность визитов к логопеду. Отличный способ – дыхательная гимнастика. Она принесет такие плоды:
увеличит объем легких;

  • натренирует мышцы спины и грудины, участвующие в дыхании;
  • насытит кровь кислородом;
  • научит различать вдох/выдох, управлять дыханием (и, попутно, лучше владеть собой);
  • синхронизирует фактические и смысловые паузы в речи;
  • научит вдыхать столько воздуха, сколько надо для завершения фразы;
  • улучшит состояние при астме и при бронхите, поможет быстрее «перерасти» простуды.

Компоненты дыхательных занятий: глубокие и поверхностные вдохи и выдохи, задержка и замедление дыхания. Некоторые упражнения делаются сидя или стоя в состоянии покоя, другие требуют взмахов руками или других активных движений.

Комплексы упражнений по разным методикам

Есть несколько специальных комплексов упражнений: Бутейко, Толкачева, Стрельниковой, по принципу йогов и другие. По моему мнению, слепо следовать какому-то одному не стоит. Для некоторых деток дыхательные упражнения противопоказаны или не рекомендованы. Например, раньше было мнение, что при астме заниматься не стоит. Сейчас говорят, что заниматься можно, но разумно. И, конечно, после консультации с врачом.

Дыхательный комплекс Бутейко был изобретен в середине прошлого века для лечения астмы. Он применяется также в профилактических целях для предупреждения бронхитов. Эта методика учит поверхностному дыханию, уменьшает глубину вдохов и гипервентиляцию легких, которая свойственна для астматиков. Некоторые упражнения стоит использовать с детками для профилактики. Но если у ребенка астма, комплекс Бутейко ему лучше делать под контролем специалиста.

Гимнастика Стрельниковой для детей полезна деткам, которые часто болеет, имеют ослабленный иммунитет. Она также предназначена для астматиков, и именно им стоит быть осторожными с упражнениями (особенно в первый раз). В отличие от других дыхательных систем, у Стрельниковой главное – вдох. На вдохе делаются наклоны, повороты, обхват руками своей грудной клетки, все это призвано спровоцировать сжатие грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей в детском саду

Задача занятий – научить ребенка носовому дыханию, которое стимулирует нервные окончания в носоглотке. А также обучить дышать с разным ритмом и разной глубиной вдоха. Упражнения хорошо проводить в саду и дома. Они поначалу могут показаться непростыми, важно не отбить к ним охоту.

Основные рекомендации:

  • Малышам 2-3 лет лучше давать не больше 3-х упражнений в день за один раз. Для детей 5 7 лет занятие может длиться 10-20 минут. Начинать стоит не ранее, чем через час-полтора после еды.
  • Должно быть интересно и весело. Для этого нужен реквизит, подробнее о нем – в описании упражнений. «На ура» идут занятия в стихах. Стишки скачать можно из интернета, ищите по словам «дыхательная гимнастика в стихах».
  • Проводить занятия можно на улице во время прогулки или в помещении. Последнее надо проветривать. Оптимальная температура – +17…+20°С, дети должны быть легко одеты.
  • Нужно заниматься постоянно и ввести это в рутину.
  • Следует помнить, что гимнастика может дополнить лечение простудных заболеваний, но не заменить его. Заниматься не стоит во время острых состояний.

Картотека дыхательной гимнастики для детей

Педагогу или воспитателю стоит подготовить задел – сделать картотеку упражнений, подходящих под возраст ребенка в детском саду. Это же касается и родителей. Из упражнений можно составить несколько комплексов, которые не будут повторяться в течение 2-4 дней.

Некоторые игровые упражнения для детей младшей группы детсада (от 2 лет):

  • Водолаз. Нужно представить себя водолазом и задержать дыхание как можно на дольше.
  • Тазик с корабликом. Набрать в емкость воды, запустить легкий кораблик и попросить ребенка дуть, чтобы судно добралось до другого берега.
  • Подуть на игрушечный ветрячок, чтобы он закрутился.
  • Нюхать игрушечный цветок (вдыхать носом и выдыхать ртом, на длинном выдохе протягивая «ааааах!»). Аналог – «Роза и одуванчик» (нюхать розочку и дуть на одуванчик).
  • Сдувать конфетти или другие мелочи с ладошки.
  • Дуть на горящую свечу, чтобы не задувать, но пламя колыхалось (лучше делать дома с 1-2 детьми, а не в ДОУ с большим количеством). Кстати, яркий аналог этого упражнения – обычные мыльные пузыри.

Для деток 4 5 лет подойдут более сложные игровые упражнения:

  • Хомячок. Попросите дошкольника надуть щеки, походить с ними, а потом хлопнуть по ним ладошами и выпустить воздух. И еще немного подышать носом, словно вынюхивая вкусную еду.
  • Дракон. Я точно не уверена, что драконы так дышат, но проверить этот момент сложно. Пусть ребенок представит себя дракончиком, который дышит попеременно через разные ноздри (надо закрывать и открывать то одну, то другую).
  • Бросаем мяч (на улице). Ребенок стоит, ручки с мячом подняты. Надо вдохнуть, бросить мяч вперед на выдохе и сказать долгое «уууууух!».
  • Игровые и имитационные упражнения (игра на трубе, сенокос, самолеты, куры и т.д.).
  • Дети старшей группы (6-7 лет) вполне могут освоить общеукрепляющую гимнастику Стрельниковой, Толкачева, упражнения сюжетные или для удлинения выдоха. Есть подробные описания упражнений. Лучше разобраться помогут видео, на которых гимнастику демонстрируют дошколята.

Маленькие занятия ради большой цели

Смешные упражнения для дыхания действительно очень полезны. Если поставить себе цель оздоровить ребенка, уменьшить частоту простуд, улучшить навыки речи, дыхательную гимнастику стоит делать ежедневно. По чуть-чуть, чтобы она не надоела, но организм привык. Забавных и полезных упражнений намного больше, чем можно себе представить, стоит только поискать. С раннего возраста они воспринимаются, как игра, и входят в привычку.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

 

Дыхательная гимнастика для детей дома и в ДОУ
5 (100%) 2 votes

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Raisa
    17.05.2018 в 18:24

    Очень полезные советы. Мне очень понравился материал. Ведь не только малыши,часто и мы взрослые дышим не так,видно с детства все идет. Не было рядом таких прекрасных воспитателей,любящих свое дело. Спасибо большое.

    • Татьяна Сухих
      19.05.2018 в 02:19

      Ничто не стоит на месте))

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика