Приветствую всех своих соратников по воспитательскому делу и просто друзей, с которыми мы встречаемся на страницах этого блога. С вами Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю разобраться в вопросе, для чего нужна технокарта педагогу?
Давайте представим себе, что воспитатель оставил детей старшей дошкольной группы на часок предоставленных самим себе. Они уже прекрасно знают все о порядке в игровой комнате, но сознательно наводить его, конечно же, не будут. В результате машинки, которые нужны, чтобы катать их по полу можно будет найти среди принадлежностей детской кухни, а игрушечную посуду оттуда же вполне возможно обнаружить среди деталей конструктора.
Пластилином будут «украшены» шторы, а мячиками – детские кровати. Книги, одежда, подушки, пазлы – все перевернуто вверх дном, как в известном советском мультфильме «Разгром»: «Был на квартиру налёт? К нам заходил бегемот? Может быть, был ураган? Значит, взорвался вулкан?». Помните, что ответил сынишка маме? «Просто заходил Сережка. Поиграли мы немножко». После таких игр найти что-либо будет весьма сложно не только ребенку, но и взрослому. Толи дело, когда все разложено по полочкам!
Содержание статьи:
Чистота – залог здоровья, а порядок — всему голова!
Так вот к чему собственно я веду: знания, которыми владеет педагог, в его голове не упорядочены, они как будто находятся в едином списке и соединить воедино необходимые детали непросто и обременительно. А вот, когда перед глазами четко расписанный конспект, некий сценарий или план, называйте, как хотите, игры и занятия получаются максимально полезными и эффективными. Уверена, что вы со мной согласитесь. Практика конспектирования знаний предлагается каждому из нас еще в школе и ведь неспроста, иначе бы учителя преподносили информацию иным – более действенным способом.
И так мы подобрались к самому определению технологической карты. Это старый добрый конспект, определяющий цель, желаемые результаты, включенные в него развивающие упражнения и сам сценарий, по которому и проходит занятие.
К преимуществам технокарты можно причислить следующее:
- ясность в целях занятий – четкие определения действий педагога;
- такой конспект позволяет охватывать несколько разноплановых упражнений, для детей требующих того или иного развития;
- из виду не теряются требования к образовательной деятельности, которые выдвигает ФГОС;
- последующая отчетность облегчена законспектированными действиями;
- педагог планирует занятия с творческим подходом;
- конспекты можно использовать неоднократно, меняя лишь ход действий, но не смысл или содержание.
Из всего вышеперечисленного можно сделать только один вывод – технологические карты необходимы педагогу, они облегчают его труд и являются более плодотворным сценарием в плане развития детей. Мало того, они самая настоящая палочка-выручалочка, для воспитателей или учителей, имеющих еще мало опыта работы с детьми.
Ведь игр и тем для занятий очень много: «Тема конструирования – стул-стол», развивает речь на занятии «Я слепил снеговика», театрализованная деятельность — «Красная шапочка», технокарта «Машенька и медведи», рисование «В гостях у водяного», игра на внимательность «Как появился карандаш» и много других.
Чтобы подтвердить подведенный итог, рассмотрим некоторые примеры технокарт по временам года, которые можно использовать в детском саду.
Занятие из раздела: Рисование
- Технологическая карта организованной учебной деятельности в образовательной области «Творчество»
- Тема: осенняя природа
- Что нам потребуется: акварельные краски, альбомы или листы в формате А4, изображение листьев разных деревьев или заблаговременно засушенный гербарий
- Цель занятия: учим с детками цвета, теплые оттенки, название деревьев-обладателей определенной листвы, знакомимся с сезонными изменениями в природе
- Желаемые результаты: выучить или повторить с детьми названия цветов, определить осенние краски, как оттенки теплых тонов, узнать, что такое осень, что она бывает после лета, научить элементарным техникам по рисованию «осень» для детей.
Сценарий занятия:
- Воспитатель приветствует деток на занятии по рисованию в средней группе. Сделать это можно с помощью песенки, которую детки поют вместе с вами, взявшись за руки и вставши в круг, или стихами, или открытым располагающим к занятию приветствием. А так как наше занятие об осени, занятие можно начать и со стихов про осень:
Осень кружит во дворе
Листья в хороводе,
Засушила травы все
В поле, в огороде.
Сорвала последний лист
С тоненькой берёзы,
И заставила пролить
Тучку свои слёзы.
Лишь холодный ветерок
Весело хохочет,
Да могучий дуб листву
Сбрасывать не хочет.
- После этого деток можно усадить за столы и спросить у них, знают ли малыши, что такое осень.
- В тот момент, когда вы начнете рассказывать про то, что осенью листья становятся разных цветов (оранжевые, красные, желтые, зеленые), разложите на столе засушенные листья или приготовленные разрисованные самостоятельно.
- Можно вспомнить о том, что еще совсем недавно было тепло, все могли загорать и купаться (для этого пригодятся картинки, с нарисованными летними развлечениями), а потом подул холодный ветер (включаем звуки ветра) и сдул наши красивые листья с деревьев. Дуем на листья, которые разложены на столе вместе с детьми (это упражнение полезно для здоровья малышей, укрепления легких и верхних дыхательных путей. Так, например, деткам, страдающим астмой врачи рекомендуют надувать шарики, ну а мы будем сдувать листья)!
- Листья разлетелись по полу, и получилась настоящая осень: а осенью мы ходим в парк и собираем листочки, чтобы потом сделать гербарий. Собираем вместе с воспитанниками листья и напоминаем им цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый).
- Затем можно предложить каждому малышу выбрать именно тот листок, который ему понравился (очень интересно будет, если все ваши листочки будут от разных деревьев, а значит и разных форм). И именно тот листок, который выбрал ребенок, пусть он и попробует нарисовать акварельными красками. Ваша задача, как педагога, показать воспитанникам, как правильно держать кисточку в руках, как лучше ее обмакивать, чтобы вода не растеклась по листу бумаги, какой цвет лучше выбрать и как аккуратно нарисовать линии.
- Если, это засушенные листья, то можно закрасить краской сторону самого листочка, а потом промокнуть его на белом листе бумаги.
- Если кому-то из участников группы листочка не досталось можно попросить мальчишек и девчонок поделиться с товарищем.
- В конце занятия подводим итоге: что мы узнали про осень и переходим к играм подвижным ли прощаемся.
Занятие из раздела: Лепка
- Технологическая карта организованной учебной деятельности в образовательной области «Творчество»
- Тема: весенние цветы
- Цель: продолжаем развивать интерес к разным видам лепки пластилином. Придаем пластилину разные формы, с помощью разных движений рук и пальцев (крутим «колбаску», катаем шарики, рисуем пластилином). Как результат – благотворное развитие мелкой моторики, а также знакомство со временем года – весна и цветами, которые первыми появляются с приходом теплого сезона.
- Что нам потребуется: пластилин, распечатанное изображение мимозы на листах в формате А4, пластиковые досточки.
Сценарий занятия:
- Воспитатель приветствует деток. Сделать это можно с помощью песенки, которую детки поют вместе с вами, взявшись за руки и вставши в круг, или стихами, или открытым располагающим к занятию приветствием. А так как наше занятие о весне, занятие можно начать и со стихов про весну:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
- Затем вы рассаживаете деток за столы и предлагаете им рассказать, что они знают о весне, что происходит весной:
- тает снег,
- прилетают птицы из теплых стран,
- на деревьях появляются почки,
- вырастают первые цветы: (подснежники, мимозы, тюльпаны).
- Рассказывая о цветах, вам пригодятся карточки с их изображением, ну еще лучше, если вы найдете возможность принести в группу живые цветы, чтобы детки видели, как они выглядят наглядно.
- Можно напомнить о главном празднике весны – Международном женском дне, когда малыши поздравляют своим мам, бабушек и сестричек. Вот для них и можно нарисовать картину с мимозой пластилином.
- Для этого деткам нужно скатать много маленьких желтых шариков из мягкого пластилина и зеленых шариков – чуть побольше. Соответственно желтые шарики вы лепите на листок бумаги, в места, где нарисованы цветочки мимозы, слегка приплюснув их. А зеленые шарики вы кладете у основания листиков и, как бы растирая пальчиком по направлению листа, выполняете линию. Вот и получился цветок мимозы.
- В завершении занятия вы напоминаете детям о том, что за время года такое – весна и прощаетесь.
Вот в такой интересной и веселой форме я провожу занятия со своими воспитанниками. Зиму, мы например, изучали на занятии «Зимние забавы» опытным путем – наблюдали, как тает снег или наоборот – замерзает водичка. При этом каждый из ребятишек выполнял свою роль – Снежинки, Дед Мороз, Метель. То есть такое занятие можно назвать театрализованным. Для этого не обязательно выучивать слова – детям младшей дошкольной группы сделать это очень тяжело. Сценарий из слов можете зачитывать и вы сами, а деткам предложить изобразить того или иного героя.
В общем-то, тем для занятий, которые можно конспектировать в технократах масса. Главное – это фантазия и включение всех необходимых упражнений по произношению, рисованию, музыке, физической культуре, лепке и другим! А как вы проводите свои упражнения с малышами?
Пишите, делитесь и не забывайте подписываться на обновления группы. С вами была Татьяна Сухих и вся польза о технологических картах!
Прочитав название статьи, думали, что речь пойдет о каких-то новый картах, облегчающих социальную жизнь (типа транспортной карты), но тут совсем не об этом.
А так, понятное дело, что в любой работе нужен план.
У меня подруга воспитатель, но зарплата ее не устраивала. Да и столько воспитатели всего делают и за детками следить нужно. Работа не легкая.
Раньше и понятия не имела для чего нужны технокарты, а сейчас все понятно, благодарю.
Алёна, конечно вы всё поняли, ведь у Татьяны всегда всё не понятное — понятно, ужасное превращается в прекрасное! Я тоже не знала что это такое.