Тепло приветствую вас, уважаемые постоянные читатели и случайные посетители моего блога! Татьяна Сухих продолжает искать для вас полезную и интересную информацию о воспитании, образовании и обо всем, что касается наших детей. Меня, как и любую мать, очень пугают детские болезни, но «врага» нужно знать в лицо, чтобы вовремя обезвредить. Детский аутизм – звучит страшно, но безнадежно ли? Об этом поговорим сегодня.
Содержание статьи:
- 1 Некоторые общие сведения об аутизме из уст дилетанта
- 2 Для тех, кто хочет изучить проблему аутизма глубже…
- 3 Как определить, есть ли у ребенка синдром задержки развития?
- 4 На что еще обратить внимание, если есть подозрения на аутизм?
- 5 Как строить жизнь малыша-аутиста?
- 6 Конъюнктивит у детей младшего дошкольного возраста
- 7 Чем лечить конъюнктивит у детей в зависимости от вида болезни
- 8 Ветрянка — все, что нужно знать об этом заболевании
Некоторые общие сведения об аутизме из уст дилетанта
Хотя я в своих статьях я иногда затрагиваю медицинские темы, но никогда не претендую на то, чтобы меня воспринимали как эксперта. Я просто излагаю свою точку зрения на разные вопросы и подаю информацию так, как я ее понимаю.
Поскольку сейчас, как я уже писала, идет процесс интеграции особенных деток в коллектив обычных ребят, нужно нам всем разобраться, хорошо это или плохо, что ребенок, скажем, с аутизмом, будет воспитываться вместе с вашим здоровым ребенком. А чтобы понять, стоит потратить немного времени на изучение вопроса, не так ли?
Диагнозы, подобные аутизму, не препятствуют тому, чтобы малыши посещали комбинированные или обычные группы в садике, если форма заболевания не препятствует пребыванию в детском коллективе.
Первый раз я узнала об аутизме, когда моя знакомая рассказывала, как она работала в социальной службе и пришла в дом, где воспитывался ребенок-инвалид. Что с ним, она предварительно не знала. Зашла, хорошенький мальчик лет 5 спокойно сидел на стуле. Соцработник поздоровалась с мальчиком, спросила, как дела и как его зовут, а он вообще никак не отреагировал.
Даже не удостоил взглядом, словно ее нет. Мама мальчишки объяснила, что это аутизм. Я помню, поразилась рассказу, я не имела понятия о том, что это заболевание внешне при беглом взгляде не заметно. Ведь умственная отсталость обычно сразу видна на личике малыша, а вот аутизм…
Кстати, детки, у которых диагностировали ранний аутизм, отличаются необычной красотой, особенно, мальчики. У них лицо принца и прекрасные глаза – это не просто метафора, а проявления заболевания наряду с другими признаками. Но основной показатель, который должен заставить родителей заподозрить болезнь, – отсутствие зрительного контакта с родными людьми.
Сразу скажу, что заболевание – не приговор, и упорный труд родителей, а также специалистов может максимально социализировать ребенка для жизни в обществе.
Для тех, кто хочет изучить проблему аутизма глубже…
Родители и педагоги, которые столкнулись с этим синдромом, никак не смогут обойтись без специального обучения и тематической литературы. Воспитателям могу посоветовать принять участие в вебинарах, организованных образовательным Интернет-порталом «УчМаг»:
- «Синдром детского аутизма: понятия, признаки, приемы коррекционной работы»;
- «Специальное образование при аутизме и аутических чертах личности».
Мало того, что вы получите уникальные материалы в пользование по выбранной теме, вы сможете консультироваться с автором вебинара. Также вам пришлют оформленный по стандарту сертификат участника, что пригодится для аттестации и украсит портфолио.
Отдельно хочу рассказать о книге Мэри Линч Барберы «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Автор – мать мальчика с аутизмом. Она описывает все этапы принятия особенности ее ребенка – от полного отрицания до освоения революционной методики обучения и выработки необходимых для жизни навыков у ребенка.
Родителям точно нужно сделать эту книгу настольной, а педагогам-дефектологам законспектировать рекомендации, проверенные автором не только на собственном сыне, но и на сотнях деток, которым она смогла помочь.
Книга поможет научить ребенка общаться с окружающим миром, поэтому логопедам тоже она будет небезынтересной. Ведь основная проблема воспитания таких деток – неумение их выражать свои желания и мысли посредством речи. При этом речевой аппарат у них позволяет разговаривать, как все.
Кстати, почему аутистов называют людьми или детьми дождя? Вроде как пошло от одноименного названия американского фильма с Дастином Хоффманом и Томом Крузом, где Хоффман сыграл аутиста по имени Рэймонд, что созвучно английскому словосочетанию «человек дождя» – Rain Man. Душевный фильм, который поможет лучше понять «людей дождя».
Как определить, есть ли у ребенка синдром задержки развития?
Аутизм является одной из форм задержки развития, которая выражается в патологическом неприятии окружающего мира. Дети, мы сегодня говорим о них, настолько погружены в себя, что не желают впускать в свой мир даже мать. Причины раннего аутизма до сих пор не ясны научному миру, но самое важное, что этот синдром преодолим.
Когда ребенку ставят такой диагноз, то мамочки обычно задают два вопроса: за что и почему? Оба вопроса – риторические, никто не виноват, что заболевание настигло именно их ребенка. За что такое наказание и в чем причина, уже неважно, теперь нужно аккумулировать свои силы и направить их на преодоление проблемы.
От степени взаимодействия, поддержки, желания и стремлений родителей, специалистов, педагогов зависит, станет ли малыш на путь выздоровления. Первый шаг – принять болезнь и назвать ее по имени. Закрывая глаза на проявления синдрома, вы теряете драгоценное время и лишаете малыша возможности излечиться.
Стоит сказать, что различают такие виды аутизма: ранний (до 2-х лет), детский (до 11 лет), подростковый (до 18 лет) и взрослый. Пока поговорим о раннем и детском аутизме.
Итак, симптомы, которые говорят о наличии аутизма у малышей:
- Отсутствие реакции на близких людей у младенцев. Есть такое понятие – комплекс оживления, когда младенец при виде матери проявляет оживление: замирает, улыбается, начинает двигать ручками и ножками, агукает. Если нет оживления при виде мамы, уже подозрительно. Это младенцы. В 3 года, когда дитя воспринимает мать, дерево, кота одинаково бесстрастно, – это тоже беда.
- Недостаточная или неадекватная реакция на внешние раздражители: резкие звуки, мокрые пеленочки или штанишки, голод, жажда являются сильным раздражителем для детей. Если реакции ноль либо временами слишком резкая реакция, тоже стоит задуматься.
- Отношение к еде: уже в младенчестве можно заметить избирательное отношение к разным видам пищи. Острое неприятие цвета, формы, вкуса определенного вида продукта – тревожный признак.
На что еще обратить внимание, если есть подозрения на аутизм?
С ранним аутизмом могут возникнуть проблемы в смысле диагностики. Обычно родители не хотят замечать или просто невнимательны к ребенку и не отмечают странные проявления, особенно у первенцев. Еда и реакция на подгузники – признаки расплывчатые, по-моему. Мало ли, какой характер у малыша.
А вот отсутствие любой реакции на маму в раннем возрасте – единственно верный способ определить наличие раннего аутизма и уже начать корректирующую терапию.
Детки постарше проявляют помимо вышеназванных, другие признаки синдрома:
- Низкая потребность в общении с людьми, в том числе – родственниками и сверстниками. Нередко у таких деток подозревают глухоту и даже слепоту, настолько низкий у них уровень взаимодействия с окружающим миром. Дело в том, что «дети дождя» болезненно принимают все проявления мира, замыкаются в себе и живут в себе.
Самостоятельно справиться с этим состоянием они не могут, а своевременная целенаправленная работа может помочь аутисту принять мир целостно.
- Речь используется минимально либо вообще ребенок не разговаривает.
- Повторение одного и того же действия, звука, слова неоднократно, без видимой необходимости.
- Интерес лишь к одному виду деятельности. Например, ребенок может только рисовать, а больше ничего освоить не в состоянии. Кстати, эти детки могут проявлять гениальность в каком-то умении: рисовать, вычислять в уме, программировать.
- Проявление паники при малейшей смене привычного уклада: даже в магазин идете другой дорогой, уже малыш очень нервничает и даже может впасть в истерику.
- Патологическое стремление к одиночеству. Даже преодолев неприятие людей, аутист будет испытывать постоянную потребность в одиночестве.
- Чрезмерная избирательность в еде. Я уже это говорила, но хочу добавить, что проявляется данный признак не просто, что ребенок не ест манную кашу. Он может не есть все продукты красного или зеленого цвета, либо не прикоснется к любой твердой пище.
Как строить жизнь малыша-аутиста?
Первое правило, которого нужно придерживаться, если у ребенка синдром «человека дождя», не отчаиваться и помнить, что ваш малыш – такой же, как все, лишь имеет особенность в восприятии мира. Не замыкайтесь и не прячьте малыша: ранняя мягкая социализация поможет еще к школе преодолеть тяжелые симптомы аутизма.
Но крайне важно все делать грамотно и правильно, иначе будет лишь усугубление состояния ребенка. Ищите информацию о болезни, специалистов, общества родителей таких же деток и не держите проблему в себе. Только вы ответственны за судьбу сына или дочери, поэтому – прочь страхи, боритесь за своего малыша.
Что касается дошкольных учреждений, то лучше выбирать логопедические группы или комбинированного типа, если они есть в садике. Вам не могут отказать в приеме в сад, если есть разрешение медицинской комиссии. Настраивайтесь на тесное сотрудничество с педагогами и руководством детсада.
Ваш ребенок нуждается в повышенном внимании, нежели другие детки. К нему должно проявляться больше снисходительности, в связи с его замкнутостью и страхами. Обеспечьте теплые отношения с воспитателями и нянями, рассказывайте им, как лучше поступить в том или ином случае, просите звонить вам.
Если малыш не проявляет агрессии к другим детям, никаких особых причин не принять ребенка в обычную или комбинированную группу нет. Вы должны понять, что готовиться в садик вам нужно заблаговременно, постепенно, мягко. Как ни трудно будет малышу привыкнуть к саду, без этого этапа никак нельзя обойтись. Общение с людьми, налаживание речи, приобретение необходимых навыков для жизни – это даст ему садик.
Особенности развития «деток дождя» таковы, что с одной стороны, внешний мир доставляет им сильный психологический дискомфорт, а с другой – без выхода «в люди» выздоровление никогда не наступит. Но работа должна вестись и дома, и в садике. Не перекладывайте ответственность на педагогов! Это ваш ребенок!
Сложная тема, но нужная! Согласны – поделитесь ссылочкой с товарищами. Подписка на новости вас тоже ни к чему не обяжет, а мне будет приятно…
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Конъюнктивит у детей младшего дошкольного возраста
Здравствуйте, мои хорошие малыши и их родители. Я, Татьяна Сухих,…
Чем лечить конъюнктивит у детей в зависимости от вида болезни
Всем моим подписчикам привет. С вами Татьяна Сухих и на…
Ветрянка — все, что нужно знать об этом заболевании
Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня мы поговорим о…
Отличные, а главное — действенные советы.
Я работала с детьми, у которых разные степени тяжести аутизма. Конечно, с легкой степенью намного проще — коррекционная работа продвигается. А вот был у меня мальчик — воспитанник с тяжелой степенью. Там занятия только с родителями проводились, да и то за два года практически незаметны были изменения. Вот это был опыт так опыт! Когда ребенок дал мне поиграть с мячом, мы все прям плакали.
Согласна с вами Галина, всегда приятно видеть результат своих трудов.
У моей лучшей подруги малыш аутист. Правда ему уже 11 лет, но он не разговаривает, в школу не ходит. Очень сложный ребенок. Я ей так сочувствую всегда. Она конечно не показывает свои страдания, но глаза все выдают. Муж ушел, когда ребенку было 5 лет. Мужчины же сильные, всегда поддержат слабых женщин. Сейчас он уже женился и ребенок нормальный родился. А о первом даже не вспоминает.
Так жаль детей, надеюсь они будут выздоравливать. Я очень любила книги и люблю, в них есть столько познавательного и интересного. Например энциклопедии.
Работала с детьми-аутистами, если форма легкая, то они вполне успешно социализируются во взрослой жизни и заканчивают обычную школу. Обычно у них таланты в какой-то одной области, в которой они и получают потрясающие результаты.
Жалко таких детей. У моих родственников сын — аутист. Обучение проходил дома, сейчас уже взрослый, все свое время проводит за компьютером. Родители способствуют тому, чтобы научился жить самостоятельно.
Бедняги малыши Слышала, что с каждым годом таких детей становится всё больше
Как это не печально, но это факт
Спасибо за информацию о таком заболевании как аутизм. Сочувствую и детям, и родителям, у которых в семье случается такое.
Но знать о симптомах нужно заранее, чтобы не пропустить проблему.