Всем привет, Татьяна Сухих приветствует своих читателей! Как я и обещала, посвящаю серию статей об обучении разных групп детей с ОВЗ в детском саду. Представьте, что для любого воспитанника первые дни в саду — это стресс, даже если малыш общительный и любознательный. А представьте, как чувствуют себя дети с нарушением зрения в ДОУ? В этой статье хочу дать несколько советов воспитателям и родителям.
Содержание статьи:
Чем может помочь воспитатель?
Прежде чем приступить к конкретным советам, хочу порекомендовать специальную литературу для воспитателей для работы и самообразования по данной теме:
- офлайн-вебинар объемом 2 часа«Специальные условия для получения образования детей с нарушением зрения (слепыми, слабовидящими)»;
- офлайн-вебинар «Сравнительный анализ вариантов АООП для обучающихся с нарушением зрения (слепых и слабовидящих)»;
- «Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения»;
- «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры».
При работе с детьми с ОВЗ воспитатель должен использовать адаптированную программу — это и понятно, обучение осуществляется особым способом. Как правило, разработать ее помогут соответствующие курсы по инклюзивному образованию.
Я же хочу поговорить немного о другом. Как психологически воспитатель может помочь маленькому человечку со зрительными нарушениями? Ведь он еще более эмоционально уязвим, чем его здоровые сверстники: он плохо видит, что происходит вокруг, плохо различает внешний облик людей, его окружающих.
Для ребенка, который приходит в детский сад, но плохо видит, важно хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому в первую очередь его необходимо в игровой форме познакомить со всеми зонами группы: раздевалкой, игровой, уборной, комнатой для сна.
Как это лучше сделать? Можно взять какую-то большую игрушку, оставить ее на определенном месте, а затем отправиться ее искать. Например, куклу оставить на кровати, а затем объяснить малышу, что она там спала. Другая кукла или любая игрушка будет одеваться на прогулку в раздевалке, еще одна — мыть руки в уборной и так далее.
Особенности заболеваний зрения заключаются в том, что воспитанник часто испытывает страх общения со сверстниками, поэтому необходимо провести предварительную работу с детьми, попросить их быть доброжелательными и внимательными к нему, а его, опять же, в интересной форме познакомить с группой. Например, малыш подходит со спины к детям, сидящим в кругу, кладет им руку на плечо и спрашивает, как их зовут. Такая игра-знакомство очень сближает детей дошкольного возраста.
Что могут сделать родители?
Педагог — это всего лишь второстепенное звено в воспитании малышей с ОВЗ. Самое главное для этих детей, конечно же, могут сделать только их родители. Именно они знают причины нарушения зрения и возможные пути облегчения знакомства с окружающим миром. Только им под силу настроить эмоционально свое чадо так, чтобы поход в детский сад был для них праздником!
Прежде всего, нужно выбрать такое учреждение дошкольного образования, где малышу будет предложено хорошее педагогическое и психологическое сопровождение. Это и занятия с психологом, и соответствующий медицинский контроль, и обучение по специальной программе, адаптированной для него.
Ребенка с нарушением зрения следует знакомить с детским садом тогда, когда он абсолютно здоров. Если же есть малейшие признаки простуды или другие недомогания, то под действием стресса они тут же активизируются. Поэтому профилактика простудных заболеваний очень важна в этот период.
Родители могут помочь чаду быстрее адаптироваться в саду, если введут заранее те режимные моменты, которые предусмотрены образовательным учреждением. Мало того, что при плохом зрении сложно привыкнуть к окружающей обстановке, так еще и требования соблюдать режим со стороны воспитателя могут серьезно травмировать малыша.
Первое время оставляйте кроху в саду ненадолго, затем забирайте пораньше, как только сможете, чтобы не переутомить его избытком впечатлений. Ну и самое главное — это настроить ребенка позитивно и самим оставаться максимально спокойными, создать благоприятный климат в семье.
На этом буду заканчивать, мои дорогие. Характеристику игр для детей с нарушением зрения предложу вам немного позже. Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии к статье и делитесь с друзьями!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…
Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ
Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под…