Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
20
Август

Что представляет собой самоанализ урока чтения в начальной школе?

Автор: Татьяна Сухих

Добрый день всем, кто читает мой блог! На связи Татьяна Сухих. Продолжая тему начального образования в школе, я изучила самоанализ урока чтения учительницы одной из школ центрального региона. Зачем? Расширяя аудиторию моих читателей, я решила проложить некий мостик между детским садом и школой. Ведь то, что закладываем в своих подопечных мы, воспитатели, становится основой работы учителей в начальной школе.

Хотя детсад не ставит перед собой цели обучить ребят связному чтению, но любовь к книге возникает у деток задолго до школы. Или не возникает…

Почему современные школьники не любят литературу? Редкие «экземпляры» среди учащихся чувствуют симпатию к печатному слову. Большинство ребят родители заставляют брать в руки художественную литературу, используя кнут и пряник, как говорится.

Данная проблема настолько серьезная, что в одной статье ее не опишешь, я хочу лишь заострить ваше внимание на том, что, если в садике не привить ребятишкам привычку открывать книгу, чередуя это занятие с играми и другими развлечениями, то в школе это не произойдет автоматически.

«Полезность» чтения доказывать не нужно. Но как мотивировать ребенка сделать свой выбор в пользу книги? Думаю, стоит воспользоваться опытом учителей начальных классов и просмотреть методическую литературу, которую они используют в работе.

Методическая копилка учителя 1-4 классов

Хотя я лично против преждевременного обучения деток дошкольного возраста по программе чтения в 1 классе, но вреда не будет, если использовать некоторые методы именно в вопросе воспитания мотивированного читателя.

Так, «Лабиринт.ру» всегда меня радует обилием выбора профессиональной литературы. На нашу тему есть огромная подборка учебников, рабочих тетрадей, сборники контрольных работ и т.д. Думаю, не только учителям и родителям школьников эти материалы будут интересны, но и мамам-папам деток, которые готовятся только в школу, полезно ознакомиться с обучающей литературой по чтению 1 класс по ФГОС.

«УчМаг» подготовил отличный ассортимент учебных материалов: книги для литературного чтения 1-2 класс, поурочное планирование с 1-го по 4 класс и многое другое. Я для себя выделила серию «Я хочу читать» – здесь есть уникальный методический аппарат, который помогает повысить эффективность уроков по чтению (1 класс-4 класс) и сформировать активного читателя.

«OZON.RU» предлагает новейшие методички для учителей начальной школы и активных родителей. Все материалы одобрены Министерством и рекомендованы к широкому применению. Я присмотрела современный электронный учебник «Литературное чтение 4 класс». Он может использоваться для электронной доски, на проекторе, а также в качестве интерактивного тренажера.

Особенности программного обучения чтению в 1 классе

Чтобы понять важность своевременного приобщения ребенка к литературе, стоит узнать, какие задачи выполняют уроки литературного чтения:

  • Овладение свободной техникой чтения, методами осознания и анализа прочитанного;

  • Формирование функциональной грамотности речи и письма;

  • Овладение разными видами устной и письменной формы выражения мысли;

  • Обучение возможности выражать свое отношение к прочитанному устно и письменно;

  • Приобщение к литературе как одному из видов искусства;

  • Приобретение первичных знаний о жанрах литературы, авторах.

Как видите, умение быстро распознавать печатные знаки и составлять из них слова и предложения – это еще не значит, уметь читать. Важно осознавать смысл и подтекст, иметь достаточный словарный запас, чтобы пересказать и оценить книгу. Кроме того, во время зрительной обработки текста глаз ребенка и подсознание «запоминает» правильное написание слов и постановку разделительных знаков. Правда, кто любит читать с детства, тот автоматически приобретает грамотность речи.

1 класс интересуется игрушками, друзьями, взаимоотношениями с родителями. Дети этого возраста охотно читают небольшие рассказы и стихи о животных, природе и простых открытиях, которые совершает человек, изучая мир вокруг себя.

Чтобы учебник не утомлял детей своей сухостью, для первоклашек придумали любознательных персонажей – Катя, Петя, Вова – ученики начальной школы, которые задают вопросы, объясняют простым языком сложные понятия, в общем – учатся вместе со школьниками.

Этот прием – применение персонажей во время обучения – нравится детям и в садике. На занятиях я часто использую игрушки. Они что-то рассказывают или спрашивают, что-то не понимают и детки им объясняют. Дома вы тоже просите сына или дочь пересказать услышанную или прочитанную самостоятельно историю мишке или кукле. Детям так будет намного легче пересказывать, чем, если вы потребуете пересказать текст вам.

Обучение во 2, 3 и 4 классах

Обучение литературному чтению во 2 классе предполагает знакомство с народной и исторической прозой и стихами. Фольклор приглашает ребят в мир невиданных чудес, подвигов, борьбы добра и зла, мужества и трусости, щедрости и жадности. Дети осознают, что времена меняются, а духовные ценности едины.

На помощь в обучении детям приходят другие персонажи – школьник Саша и сказочный «товарищ» Афанасий. Программа чтения во 2 классе превращается в сказочное путешествие в мир литературы народов мира.

В 3 классе ребята изучают литературные произведения с помощью персонажа Насти и ее родственников. Третьеклассница читает, учится и задает вопросы, подталкивая школьников самостоятельно искать ответы. Программа по литературному чтению (3 класс) построена по принципу актуализации – то есть, тексты подобраны соответственно времени года, государственным и религиозным праздникам.

В 4 классе художественные тексты в учебниках дополнены сведениями об авторах. А помогают обучению близнецы Игорь и Оля, а также профессор-литературовед. В этом возрасте ребятам интересно что-то фантастическое, поэтому на машине времени герои путешествуют по страницам литературных произведений и знакомятся с авторами.

Детский сад и школа: что общего?

Прочитав самоанализ урока литературного чтения в 3 классе, я поняла, что цели, которые ставит перед собой учитель начальной школы и воспитатель, скажем, подготовительной группы – похожи. Мы все – учитель и воспитатель – делаем одно дело.

Чтобы привить ребятам глубокую и долгую любовь к литературе, мы обязаны показать детям всю привлекательность этого жанра искусства, так, чтобы телевизор и компьютер проигрывали по всем фронтам. Каждое занятие в садике не проходит без чтения стихов, сказок. Мы разыгрываем спектакли, ставим утренники по мотивам художественных произведений. С самого раннего возраста воспитанники каждый день берут в руки книжки.

Задача учителей – закрепить осознанный интерес к литературе, воспитать мотивированного читателя, как я уже говорила выше, показать преимущества чтения перед другими видами времяпрепровождения.

Трудная задача? Чрезвычайно! Мы вами, друзья, упустили целое поколение детей, дав им в руки планшет вместо книги. Посмотрим, что вырастет из теперешних школьников, которые не любят читать. Возможно, время покажет, что нет никакой особой надобности любить книги? Как вы думаете?

Если вам интересно со мной общаться, подпишитесь на рассылки, а также поделитесь ссылками с товарищами в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Самообразование учителя английского языка — темы и план

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 5
  • Нина
    26.09.2016 в 14:16

    У нас в 6 классе сейчас стали проводить уроки самоанализа. Уже были по обществознанию.

  • Нина
    24.08.2016 в 12:39

    Компьютеру в настоящее время сложно проиграть. Дети все больше и больше стремятся к этому металлическому «другу». А вот литературой школьной я немного недовольна. Сейчас поубирали многие интересные произведения с программы, а в 5 классе сразу начинают читать Тараса Бульбу с сценой как Андрей занимался сексом с полячкой. Мы это проходили помнится в классе 8.

  • Юлия
    23.08.2016 в 09:38

    Любовь к чтению воспитывается, прежде всего, в семье. Поэтому современным педагогам сделать это так трудно.

  • Алексей
    20.08.2016 в 14:28

    Мне повезло, так как учился в советской школе, где к книге было уважительное отношение. К тому же усилиями мамы у нас имелась и имеется своя домашняя библиотека. Сейчас, не отставая от достижений времени, использую компьютер с тем, чтобы быстро использовать требуемую информацию.

    • Юлия
      23.08.2016 в 09:41

      Верно, и компьютер может быть помощником в деле приобщения детей к чтению. Я собрала для дочки очень неплохую библиотеку детской литературы, но достаточно часто читала ей детские книги в электронном виде с компьютера.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика