Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Безопасность дома и на улице для дошкольников: основные правила

Дата: 6 июня 2018 в 09:00
Рубрика: Безопасность

Комментарий к одной из прошлых статей в блоге натолкнул на мысль: детям важно ориентироваться в городе, не теряться и не попадать в неприятности. Сегодня наша тема – безопасность дома и на улице для дошкольников. К мерам безопасности относятся очень простые и естественные вещи, о которых взрослые даже не задумываются. Но для детей – всё в новинку, поэтому им нужно объяснять.

Что дети должны знать о городе, улицах и дворах

К одной из статей блога «Азбука безопасности для дошкольников: на дороге, в транспорте, при ЧП» я получила интересный комментарий от читателя. Комментатор пишет, что его дочь не приспособлена ориентироваться на улице по нумерации домов. Такие сюрпризы иногда настигают каждого, причем там, где не ожидаешь. Я не о том, что нужно себя поругать. А о том, что нужно найти слабые места и исправить: научить детей ориентироваться и заботиться о себе в городе.

Занятие по безопасности можно предварить ознакомительным занятием – например, НОД «Моя улица» для дошкольников. Логичным будет рассказать, что город (поселок) состоит из улиц, а улицы – из домов. Ознакомить деток с инфраструктурой: рассказать о почте, библиотеке, магазинах, школе, детсаде, поликлинике и их функциях. Выучить название города и детского сада. Дать домашнее задание родителям: заучить с ребенком домашний адрес.

улица

Важно дать детям тематические слова, позволяющие описывать компоненты улиц и дворов. Например: газон, бордюр, клумба, асфальт, кустарники, шлагбаум, калитка, скамейка, урна, транспорт (его виды), остановка. По ним можно описывать картинки, и эти слова понадобятся в нашей будущей игре.

Очень важно: ребенок на улице города должен знать в принципе, что такое «опасно» и «безопасно». О том, что есть опасные явления и предметы, люди. Что организм на травму будет реагировать болью.

Готовим проект для изучения правил безопасного поведения детей

И в мегаполисах, и в небольших поселках правила безопасности очень похожи. Хотя в небольших городах дети многие объекты знают визуально, а дорожное движение не так интенсивно. Но все равно рано или поздно ребенок попадет в большой город. Даже перемещаясь по его улицам с родителями, он должен не растеряться и не потеряться.

А теперь – самое интересное! Игра, которая научит малыша ориентироваться на улице! Занятие по безопасному поведению детей предлагаю провести в игровой форме. Для этого надо подготовиться и сделать своими руками красивые макеты домов, придумать их расстановку, организовать пространство. Есть умельцы, которые делают фасады из металла или из дерева. Мне это не по силам, предлагаю простой и практичный вариант: из картонных коробок.

Идеальными декорациями для занятия «Ребенок на улицах города» станут коробки из-под холодильников и крупной бытовой техники. Их можно оклеить бумагой «под кирпич», сделать окошки, повесить номерные таблички. Хорошо, когда коробки высокие: на них табличка с номером дома вешается выше уровня взгляда ребенка. Он привыкает, что искать адресные таблички надо подняв голову.

Безопасность на улице: не потеряться и не растеряться

В группе размечаем проезжую часть, тротуар, расставляем «дома». Будем рассказывать детям о правилах поведения в городском и двором пространстве, не останавливаясь на ПДД. Малышам поведаем о таком:

  • Надо ходить по тротуарам и не выходить на проезжую часть, даже если нет машин.
  • Играть лучше во дворе. На улице, чердаке, пустыре, в подвале – опасно (не надо слишком акцентировать, а то ребенка именно туда потянет).
  • Что делать в застрявшем лифте, почему не надо ездить с незнакомцами.
  • Не нужно наступать и прыгать на люки.
  • Не стоит провоцировать уличных собак, даже если они смирные.
  • Нельзя подходить к качающимся качелям.
  • Опасно поднимать стекла, бутылки, другой мусор и шприцы (простите, проза жизни).
  • Не надо ходить зимой и весной под карнизами, с них могут падать сосульки.
  • Запрещается идти с незнакомыми людьми и брать от них что-либо, даже если люди улыбаются и хорошо выглядят. А громко кричать и плакать, если незнакомец пытается увести, можно и не стыдно. Вопрос сложный: по статистике, часто наносят вред ребенку знакомые его родителей, но это отдельная тема.
  • К машинам, даже движущимся медленно, не стоит подходить: сложно предсказать их маневры. Опасно перебегать перед машинами и за ними, если авто движется назад – водитель может не заметить ребенка из-за его малого роста. Нельзя доставать мячик из-под автомобиля, последний может поехать.

Подготовительная группа, которая уже знает цифры и может читать, сможет запомнить следующее:

  • Каждый дом можно найти по названию улицы и номеру, данные пишутся на табличке. Таблички – черные буквы на белом фоне, часто с подсветкой в ночное время. Их надо научиться видеть. При отсутствии таблички надо идти и смотреть к следующему дому.
  • Есть четная и нечетная сторона улицы. На четной – номера 2, 4, 6; на нечетной – 1, 3, 5 и дальше. Нумерация не идет подряд, а номер 1 не обязательно находится напротив 2.

Что делать, если потерялся в людном или безлюдном месте

Модель улицы поможет поиграть в игру «Опиши маме по телефону, где ты стоишь». Это бывает важно, чтобы помочь родителям найти ребенка, если он потерялся или не может сориентироваться. Занятие «Ребенок на улицах города» в ДОУ будет неполным без объяснения, как вести себя на рынке и в другом людном месте (держать родителей за руку, не выпускать из виду, не отбегать и не прятаться).

Если ребенок потерялся, ему надо оставаться на месте, не бежать домой. Родители не уйдут, будут его искать именно здесь. Да и не факт, что сам найдет дорогу к дому. Детям старше 3-х лет надо знать адрес. Всем деткам, которые идут на экскурсию, прогулку или в общественное место, стоит вкладывать в кармашек бумажку с адресом и телефонами родителей.

При походе в парк нужно обозначить место встречи на всякий случай, его должно быть видно с высоты роста ребенка. Потеряшкам нужно обращаться к людям в форме: полицейским, охранникам, в магазине – к продавцам. На улице – к женщине с ребенком (самый надежный и безопасный вариант).

Мы едем, едем… и выходим из транспорта вовремя

Если при поездке в транспорте родители вышли, а ребенок не успел, ему надо выйти на следующей остановке и ждать. Если он сам вышел, а родители остались – надо оставаться на месте, родители вернутся.

Попробую объяснить комментарий к упомянутой выше статье, почему ребенку нельзя входить в пустой вагон метро. Лучше выбрать вагон с пассажирами или подождать, пока подойдут другие люди. Причин много:

  1. Поезд элементарно может идти в депо. Проверяющие сотрудники метрополитена ребенка могут не заметить.
  2. В больших городах есть люди без определенного места жительства. Иногда вагоны «вымирают» из-за их присутствия и запаха. Для ребенка не смертельно, но малоприятно.
  3. Если малыш забежал в пустой вагон, а родители не успели и людей больше нет, он может растеряться и не знать, что дальше делать. Надо ситуацию оговорить, смотрите выше.
  4. На следующей остановке в пустой вагон может войти плохая компания. Лучше этого заранее не допустить. По такой же причине в малолюдном вагоне лучше сесть не рядом с пустым местом, а рядом с человеком, вызывающим доверие.

Хочется верить, что наши дети будут благоразумными. И, конечно, до 18 лет ребенка за руку водить не получится. Поэтому в наших интересах (родителей и воспитателей) сделать так, чтобы быть уверенными в безопасности детей и их адекватной реакции. Как-то больше получилось про улицу, про дома – в следующий раз. Я могла забыть о каком-то моменте в этой памятке, с удовольствием выслушаю дополнения от читателей.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5/5 - (4 голоса)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • Катя
    19.07.2018 в 15:53

    Да я помню как мы в прошлом году с дочкой учили где она живет. Страну, город, улицу, дом и квартиру. Уходили на другие улицы и она вела меня к нашему дому. Спасибо за полезную статью.

  • Маргарита
    14.06.2018 в 17:02

    Большое спасибо за такую полезную и нужную статью.

  • Маргарита
    14.06.2018 в 17:00

    Очень важно что бы дети примерно дошкольного возраста знали, что такое город, что такое улица, что такое адрес. Обязательно что бы ребёнок знал на какой улице он живет, в каком доме, в каком подъезде, в какой квартире. Это важно.

  • Мария
    13.06.2018 в 00:22

    Для взрослых эти знания настолько естественны, что забывают их проговорить детям вслух. А знать все правила необходимо. Учить им нужно с малолетства и объяснять, почему нужно делать так, а не иначе.

  • Alegik_27
    10.06.2018 в 23:41

    Очень своевременная и актуальная статья, взирая на то, что начался летний сезон и много детей окажутся под присмотром дедушек и бабушек…а точнее, под полуприсмотром))
    Как бы там не было, а «городские» дети в большей мере адаптированны к жизни в условиях мегаполиса по сравнению с малышами, которые вырасли в сельской местности. У них уже с самого рождения вырабатывается способность правильного поведения в городе. Но это лишь облегчающий фактор дальнейшего обучения. Такие детки легче и быстрее запомнять ваши уроки и правила поведения в городе.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика