Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Азбука безопасности для дошкольников: на дороге, в транспорте, при ЧП

Дата: 3 марта 2018 в 09:00
Рубрика: Безопасность

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Крайне важно объяснить малышам, как правильно вести себя на дороге, в сложной ситуации, при пожаре или если ребенок заблудился. Сегодня мы поговорим о том, что такое азбука безопасности для деток, как она поможет уберечь здоровье. Тема очень обширная, мы остановимся только на самых важных моментах.

Азбука безопасности в городе и дома: комплексный подход

Родители и воспитатели должны позаботиться о здоровье ребенка, уберечь его от опасностей. Взрослые не всегда могут быть рядом. Значит, нужно научить малыша, как вести себя в той или иной ситуации. Разработать хорошую последовательную программу для занятий в детсаду поможет издание «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет». В нем уделяется внимание поведению дома, среди людей, на природе, рассказывается, как избежать опасных ситуаций. Компакт-диск «Опыт освоения образовательной области детьми 3-7 лет» всецело посвящен безопасности на дороге.

Много разных ситуаций о поведении в общественных местах, во время поездок, в транспорте, в гостях рассматривается в книге «Азбука безопасного общения и поведения». Ее можно использовать для подготовки занятий с детками и рекомендовать родителям для домашних бесед. Она хорошо подойдет и для мам, чьи дети не ходят в детский садик.

Важно запомнить один момент: занятия по безопасности должны быть систематическими. Нужно возвращаться к уже рассмотренным темам, закреплять материал, а потом проверить, как детсадовцы его усвоили. Еще один серьезный аспект – в процессе занятий надо обойтись без нравоучений и менторского тона. Иначе ребенку сразу станет неинтересно. А вот если подойти к занятию, как к игре, будет самое то!

Правила дорожного движения для малышей



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"
data-ad-slot="5932752765"
data-ad-format="auto">

Одна из самых больших опасностей для ребенка в городе – транспорт. Это машины, мчащиеся по проезжей части и даже стоящие на обочине. Нужно рассказать, что люди, которые ходят пешком, называются пешеходами, а их взаимоотношения с транспортом регулируются правилами. И эти правила нужно четко соблюдать. Стоит объяснить следующее:

  • Что такое проезжая часть, общественный транспорт, зебра, светофор, дорожные знаки, фары. Что еще забыла из важных вещей? Помогайте!
  • Почему для пешеходов предназначены тротуары, а для машин – проезжая часть. И почему бывают воспитанные пешеходы и машины, а бывают невоспитанные.
  • На что смотреть, когда надо перейти дорогу (вправо-влево, светофор, разрешающие знаки).
  • Почему важно выделять себя в темноте, когда водитель может не заметить пешехода. Что такое светоотражатели и фликеры, зачем они нужны.
  • Зачем надо пропускать все машины на дороге, даже медленно едущие. Особенно, если дорога скользкая, а дома ждет мама, испекшая свежие булочки.
  • Почему машины опасны (тяжелые и быстро едут), почему опасны даже стоящие автомобили.
  • Как обходить трамвай, автобус и стоящую машину.

Есть увлекательные игры на тему дорожного движения. Например, книжка-тренажер «Правила дорожного движения. Азбука безопасности» поможет развить осторожность и предугадывать опасности. Игры можно придумать и самостоятельно. После изучения материала мы предлагаем детям ситуации, а они выбирают, разрешается предложенное или запрещается. Ситуации – самые разнообразные, настоящие или сказочные, главное, чтобы заинтересовали детей. Желательно, не только самых активных, но и всю группу. Например, мы спрашиваем, можно или нельзя:

  • очень быстро бежать на красный, если надо домой и скоро мультики;
  • ездить «зайцем» раз в неделю;
  • уступать в автобусе бабушке место;
  • ходить по «зебре» в наушниках;
  • выбегать на проезжую часть, если там лежит монета 10 рублей.

Пассажиры тоже должны быть очень внимательными!

После того, как пешеход садится в машину, автобус или метро, он становится пассажиром. Но это не избавляет его от правил. Ремни безопасности и детские кресла в машинах придумали не просто так. А чтобы уберечь человека, который при экстренном торможении машины на скорости может вылететь головой в лобовое стекло и разбить его. Если не пристегнут. Что происходит при этом с головой и шейными позвонками, я не буду писать. Очень возмущает, что многие родители пренебрегают этими простыми вещами, важными для безопасности. Хотелось бы, чтобы наши занятия для малышей находили подтверждение в семье.

А детям мы рассказываем:

  • почему не надо заступать за ограничительную линию в метро и стоять в дверях вагонов;
  • чем опасен эскалатор для ножек и пальцев;
  • должны ли дети пытаться пролезть в дверь автобуса первыми;
  • можно ли облизывать поручни;
  • почему считается культурным в салоне снимать со спины рюкзак и некультурным – ковыряться в ушах;
  • зачем в общественном транспорте нужно держаться за поручни или сидения, не высовывать голову и руки в окна;
  • почему фраза «разрешите, пожалуйста, выйти» является волшебной.

Когда мультики – в помощь

Очень здорово после объяснения важного момента показывать детям мультик на соответствующую тему или давать задание. Малыши не могут долго концентрироваться на серьезном. А простые и короткие мультики с любимыми героями для закрепления материала будут в самый раз. Лично мне нравятся «Смешарики» с их 1,5-минутными сериями про безопасность. Есть цикл на тему дорожного движения, самые яркие серии из него:

  • «Гармония света» – увлекательно о сигналах светофора;
  • «Пешеходная зебра» и «Зебры в городе» – о пешеходном переходе;
  • «В автобусе» – гротескно о том, как ведут себя невоспитанные пассажиры и чем это заканчивается.
  • «Пристегните ремни» – о машине, которая не едет, если пассажиры не пристегнуты (машина мечты!!!);
  • «Метро» – шикарная серия о непредсказуемых «пещерах» метро, эскалаторах и дверях.

Обучат дисциплинированному поведению и «Уроки тетушки совы». Снят целый цикл этих мультиков, посвященный безопасности на дороге. Серии длятся по 5 минут, расположены в логической последовательности, по ним можно обучать правилам и даже строить план занятий. Мне лично кажутся очень полезными «Во дворе и подъезде», «Велосипед», «Метро и железная дорога».

Что может случиться дома?

Что может произойти с ребенком в привычной домашней обстановке? Малыши – великие экспериментаторы и все хотят попробовать. Даже то, что взрослым не приходит в голову. Первое – конечно же, спички. Во-первых, их желательно прятать, во-вторых, важно напоминать, что спички – не игрушка. Но даже если они надежно спрятаны, в жилище может начаться пожар. Из-за короткого замыкания, слишком горячего обогревателя, по вине соседей. Что делать?

  • Если наблюдаются дым или огонь, надо сразу бежать ко взрослому и сообщать о возгорании или задымлении.
  • Если взрослого дома нет, надо открывать окно, дверь и звать на помощь, по возможности покинуть помещение.
  • Ни в коем случае не прятаться в шкафу, под кроватью, в кладовке и других местах, где ребенка будет сложно найти.
  • Звонить 01. Для этого родителям нужно сделать так, чтобы ребенок запомнил свой адрес. Только родителям, садик тут бессилен.

Мы в этих случаях практикуем игру «Куда спрятаться при пожаре»: предлагаем детям места, куда спрятаться, а они выбирают, туда можно или нет. На самом деле, никуда нельзя. Также используем демонстрационные карты с картинками «Азбука безопасности. Один в доме», рассказывающие об опасных ситуациях дома. Каждая карточка дополнена стишками для детей о самом правильном выходе из положения.

В этой серии есть еще развивающие игры-ходилки «Один в доме» и «Обучение с увлечением». Первая касается сугубо домашних ситуаций, вторая – дома, улицы и природы. В них могут играть по 2-4 человека. На группу можно купить пару таких и пару таких игр, чтобы увлечь одновременно всех детей. О пожаре рассказывают серии «Смешариков»: «Игры с огнем», [urlspan]«Тушение электроприборов»[/urlspan].

Что еще опасно для ребенка в доме? Газовая плита, розетки в сочетании с проволокой или мокрыми руками, открытые окна (да и закрытые, но без специального детского ограничителя или блокиратора), молотки, средства бытовой химии, аптечка, миксер. Нет, это не фильм ужасов, и тут иногда хочется провести отдельное занятие для родителей. На все эти темы можно подобрать вспомогательный материал – стишки, картинки, мультфильмы, игры. О каждой можно написать отдельную статью.

О том, что не нужно идти с незнакомцами

Мы проводили эксперимент, пойдет ли ребенок за незнакомым дядей с красивым йорком, если тот предложит уйти с детсадовской площадки. Многие дети шли. Потом мы провели занятие на эту тему, а дядю поменяли на девочку 14 лет с воздушным змеем. Дети все равно шли за ней, но намного меньше. Или воздушный змей не так интересен, как йорк, или после занятия хоть кто-то что-то запомнил.

Мы и дальше работаем над этим вопросом. Потому что тема «незнакомец с конфетой» для детей дошкольного возраста и школьников очень важна, ее сложно переоценить. Объяснять, почему нельзя идти за дядей и садиться к нему в машину, должны в детсаду, в школе и дома. У нас обсуждаются такие моменты:

  • Если незнакомец говорит, что его прислали родители забрать ребенка домой, ему верить нельзя.
  • Если знакомый взрослый говорит то же, надо сначала спросить у воспитательницы, звонили ли ей родители.
  • Если на улице предлагают конфету, котенка, отвести домой – не брать и не идти.
  • Если настаивают – громко кричать «помогите, это не мой папа!» и убегать. Мы даже тренируемся, кто громче крикнет.

Есть сферы современной жизни, которые пока не отражены в методических рекомендациях. Например, поведение детей в интернете. Даже детсадовцы уже без проблем смотрят видео на ютубе и играют в забавные онлайн-игры с котиками. Недавно одна мама установила функцию «родительский контроль» на планшет ребенка и узнала, что ее дочку через вайбер «смущает» какой-то человек. Ребенок боялся признаться, ему было стыдно. Мама сменила девочке номер, а мы готовим беседу о том, что делать в таких случаях.

Неисчерпаемые темы, которые нужно обсуждать с детьми

Тема детской безопасности неисчерпаема. Мы даже не коснулись отдыха, поведения на водоеме и в лесу. А в этих темах таятся интересные вопросы: почему не стоит ходить зимой под балконами и по тонкому льду, лизать металлические конструкции на морозе, нырять в незнакомом месте на озере. Надеюсь, и их когда-нибудь обсудим.

Знаю, что многие наши родители обсуждают с детками книжки, которые им читают. И специально акцентируют внимание детей на ситуациях, когда герой поступил правильно или неправильно с точки зрения безопасности. Обсуждают, как надо делать правильно.

Например, можно ли идти в незнакомый лес во время вьюги, надо ли предупреждать родителей, даже если на минуточку выходишь из дома. Я такой подход очень поддерживаю. Скажем, «История о том, как Финдус потерялся» даст повод поговорить, что делать, если действительно потерялся (не прятаться!). Буду благодарна, если вы напишете книги из художественной литературы, которые можно обсудить с ребенком.

Дети не рождаются со знаниями правил безопасности. Они о таких вещах просто не думают. Для малышей мир прекрасен и интересен, поэтому надо мчаться вперед. Мы можем откорректировать их траекторию. При этом важны такие моменты:

  • Стоит помнить, что дети часто копируют поведение родителей – на дороге, на природе, в обществе. И, чтобы чему-то научить, лучше начать с себя.
  • Несмотря на шуточки и мультики, надо, чтобы дети восприняли занятия достаточно серьезно. Но при этом не заработали невроз из-за наших «пугалок». Мы повторяем, что все эти вещи не должны случиться, если запомнить, как надо себя вести. А если не знаешь, как – не бойся следовать здравому смыслу.

Я только наметила вопросы, которые можно затронуть в беседах на темы безопасности. Остальное – за вами! Не забывайте делиться статьями блога с друзьями, а также предлагаю оформить подписку на обновления блога — так вы всегда будите знать о выходе новых полезных материалов.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Памятка по действиям при пожаре для жителей земли

Привет всем читателям блога на связи Татьяна Сухих и главная...

23 комментария

Скажи вредным привычкам «НЕТ!»

Привет всем с вами Татьяна Сухих! Сегодня ночью зашла в...

28 комментариев

Всем нам нужен с ранних лет — безопасный интернет!

Здравствуйте друзья на связи Татьяна Сухих и сегодня меня очень...

26 комментариев

Внимание: дети!
Как избежать опасность на дорогах
в России

Доброго всем дня! Татьяна Сухих предостерегает: сейчас наблюдается повышенная опасность...

8 комментариев

Безопасность детей дома: как правильно учить детей?

Привет, мои дорогие читатели! Сегодня я решила затронуть такую тему,...

6 комментариев

Азбука безопасности для дошкольников: на дороге, в транспорте, при ЧП
5 (100%) 1 vote

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 6
  • Маргарита
    31.08.2018 в 22:47

    Безопасность — это очень важно, так как если дети вдруг не знают что бывают разные люди, то они могут повестись, на обман или провокацию. И после этого не избежать плохих последствий.

  • eun
    01.05.2018 в 18:48

    Статья навела на мысль о необходимости напоминать детям, что нельзя входить в пустой вагон метро и приближаться к маневрирующим во дворе машинам.

    Однажды был поражён неприсобленностью дочери выяснять на улице где могут быть таблички с номерами домов — да и о четных и нечетных сторонах улиц надо рассказывать детям.

    • Татьяна Сухих
      01.05.2018 в 20:21

      Хорошая идея для написания новой статьи, спасибо Евгений.

    • Лидия
      04.06.2018 в 00:45

      Евгений, а почему нельзя в пустой вагон метро? Есть куча догадок, но внятно ответить не могу, хоть и не деть давно.

  • Надя
    13.03.2018 в 15:05

    Спасибо за статью, тема обширная и очень нужная, сейчас столько информации о том как научить писать и читать, а вот безопасности уделяется мало внимания. Стараюсь приучить детей правилам поведения, но все детки разные, к примеру сын легко отвечает что делать если незнакомый предлагает конфеты, покататься на машине и т.д., а вот племянник глубоко задумывается и до конца еще не понимает почему нельзя

  • Татьяна
    06.03.2018 в 12:55

    Очень важная тема! Действительно буквально с младенчества учу сына, что можно, а что нельзя, но такое чувство, что ему нужно прописные истины напоминать каждый день. Ведь дети такие непоседы, им все интересно, нужно куда-то бежать, и на потенциальную опасность обратить внимание просто некогда. Вот и я каждый раз, к примеру, переходя дорогу, напоминаю, что нужно идти по зебре, на зеленый свет, посмотрев на машины и даже улыбнувшись водителю (чтобы точно увидели). Говорим и о незнакомцах, проверочных словах, поведении дома. Но все равно волнуюсь, когда не рядом с ним, я же мама!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.



Яндекс.Метрика