Доброго всем здравия. С вами, опять я, Татьяна Сухих. Вы, наверное, ждете других познавательных статей от меня, не так ли? Сегодня постараюсь ответить на вопрос читательницы. Она интересуется о том, что собой представляет авторская программа. Она спрашивает о том, что если есть различные разработки, то зачем иметь свою программу. Давайте, прежде всего, разберемся, что это такое?
Программы доу делятся на: основную и дополнительную. В основную входят образовательная комплексная и парциальная программа, которая дополняет ее и направлена на всестороннее воспитание детей. В дополнительную входят парциальная, адаптированная и авторская самостоятельная методика, являющаяся результатом изучений педагога в теории и на практике. Вот о последнем мы и поговорим.
Содержание статьи:
Литература
Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.
- Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
- Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда.
- Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда.
- Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда.
![]() | ![]() | ![]() |
Требования и уровень
Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.
Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями которых является:
- личностное развитие детей;
- укрепление их здоровья;
- воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
- прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.
![]() | ![]() | ![]() |
Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.
Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО».
И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:
- Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ воспитателя ДОО.
- Особенности разработки рабочей программы в соответствии с принципами интеграции образовательного процесса и требованиями ФГОС ДО.
- Положение о рабочей программе как реализация единого подхода к разработке и оформлению программы.
- Структура и содержание рабочей программы.
Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.
Намерения, отличия программы
Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.
Вы спросите, каковы отличия авторской методики от образовательной? Первая создается самим воспитателем:
- по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
- исходя из опыта;
- уровня мастерства воспитателя;
- наработанных программ;
- видения воспитателем решения задач.
В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.
Содержание авторских методик
Что входит в сущность авторских программ?
- Создание в детском саду условий для всестороннего развития малыша.
- Развитие личностной мотивации детей к творчеству и познанию.
- Обеспечивание радости, веселья малюток.
- Приобщение воспитанников к ценностям человека.
- Профилактика социального образа действий.
- Создание условий для детской творческой самореализации.
- Единство в психическом, физическом и духовном развитии детей.
- Укрепление как физического, так и умственного развития.
- Связь воспитателя с членами семьи ребенка.
Инновационные программы
Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.
Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.
Примеры авторских программ
Наименование занятия:
Конструирование с Lego
Новизна
- Внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс.
- Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.
Актуальность
- Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники, чем другие виды занятий;
- Подготавливает почву для технических способностей малышей;
- Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.
Цели и задачи
- Развитие у детей технического творчества.
- Развитие интереса к конструированию.
- Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
- Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
- Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.
Содержание
- с деталями Lego;
- со способом крепления конструктора;
- конструирование по замыслу.
Наименование занятия:
Пение хором
Новизна
Тесный контакт ребят, воспитателей и педагогов через приготовление костюмов, концертов вне детского сада и совместного пения песен.
Актуальность
- Тесная связь с всесторонним развитием детей: умственных способностей, внимания и наблюдательности, сравнения музыки с текстом.
- Положительное воздействие пения на здоровье малышей.
Цели и задачи
- Развитие музыкально — творческой личности ребенка с помощью хорового пения.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие вокально — интонационных навыков.
- Сформирование навыков поведения на сцене.
- Углубление знаний в музыкальной области.
- Обучение согласованию действий ребят с другими.
- Воспитание уважения к творчеству взрослых и детей.
Содержание
- Правила поведения на уроках.
- Формирование навыков пения. Упражнения для музыкального слуха и певческого голоса.
- Элементы музыки: динамика, лад, темп.
- Нотные знаки.
- Метроритмы: тренировка над ритмикой и качеством звука.
- Музыкальные формы.
- Ознакомление с терминами музыки.
Очень надеюсь, что смогла ответить на вопрос читательницы. Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях. Всего доброго!
С уважением, Татьяна Сухих
Работала с детьми, ушла только из-за того, что программы и учет (в школе) убивали все личное время. Тогда комп. технологии только развивались. Теперь думаю — может, стоило потерпеть?
воспитатель — настоящее призвание и работа для души)!
Важная статья для тех, кто работает в саду… В свое время я работала в школе, тоже составляли программы, но тогда все было по-другому
У воспитателей (и у учителей) большая ответственность за ребенка. Нужно много чего помочь развить… Эх, не легкая это работа(((
Мне порой воспитателей жалко бывает. Столько всяких бумаг с них требуют. Хотя понимаю, если только по основной программе работать, то ребятишкам разностороннего развития не обеспечить.
Бумаг действительно хватает… но сейчас их маленько поубавилость, перестали писать в тетрадях, есть шаблоны ежедневных планов и это немного облечило нашу работу, бывало, что с работы уходила раньше и в 21.00, ни какой личной жизни. А сейчас с компьютерами на много легче стало. Для развития детей просто необходимо оперировать не одной программой.
Для воспитателей и людей занимающихся с детьми, ваши советы будут весьма ценными. Я с детьми никогда не работала — все больше со взрослыми, вот с ними проще. Хотя больной взрослый человек часто уподобляется ребенку.
Мне проще с детьми, а взрослые родители иногда действительно ведут себя, как дети))
Авторские методики порой бывают очень оригинальными и прекрасно дополняют основную программу.
Согласна, по этому не зря говорят, воспитатель — это артист, писатель и вторая мама)))