Приветствую моих читателей! Сегодня мы рассмотрим документ, важный для работающего педагога в ДОУ. Он называется аналитический отчет воспитателя. Этот серьезный многостраничный документ составляется за определенный интервал времени: за год, период между аттестациями. Он преследует сразу две цели: проанализировать работу воспитателя и оценить, чего получилось добиться в группе.
Содержание статьи:
Орудие профессионального самоанализа
Воспитатели в ДОУ должны совершенствовать профессиональное мастерство. Значит, нелишним будет проводить анализ своей деятельности и профессионального совершенствования. Именно это является основной целью аналитического отчета воспитателя ДОУ. Ежегодный документ в будущем можно использовать для подготовки к собственной аттестации.
В нем предстоит проанализировать свои личностные качества и педагогические компетенции. Как это сделать и оформить, поговорим ниже. Искренне надеюсь, что при подготовке первого отчета моим читателям-педагогам ДОУ помогут следующие пособия:
- Диагностический журнал по аудиту личностных качеств и профессиональных компетенций педагога детсада. Предназначен, преимущественно, для руководителя ДОУ. Создавался, чтобы облегчить проведение кадрового аудита. Но рекомендован и педагогам для самооценки.
- Есть такой же журнал, но не в бумажном варианте. А в виде программки, которую надо скачать из интернета и установить на компьютер. Хороший вариант для тех, кто не любит бумажные документы.
- Еще одна полезная программка для ПК. Позволяет проводить анализ, оценку деятельности и планирование учебной работы в ДОУ.
Кстати, о планировании и улучшении. Бывает, что приоритетом педагога является психологическое сопровождение детей и родителей. Тогда ему будет полезным пособие «Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС». В методичке рассказывается, как именно и в какой последовательности организовать службу. Приводится пакет нормативной документации, формы отчетности о работе и т.д.
Итак, вернемся к нашей теме. Аналитический отчет воспитателя преследует еще несколько вспомогательных целей. Среди них:
- подвести итоги за определенный период воспитания группы;
- определить, какие методы и приемы педагогической практики сработали;
- разобрать полученные результаты;
- вычленить важные проблемы, поставить цели и задачи на следующий интервал времени (год, 5 лет);
- получить основу для подготовки следующей документации по планированию деятельности.
Как подготовиться к формированию документа
Те, кто видели аналитический отчет о работе, но сами его не писали, наверняка будут в ужасе. Это достаточно большой многостраничный документ. Но его можно составить хорошо и за короткий промежуток времени. Во-первых, рекомендую использовать примеры. Хороший образец аналитического отчета воспитателя представлен тут. Есть и другие примеры в интернете. Из них можно взять структуру и содержание. Это тот случай, когда списать и переделать что-то под себя – не стыдно.
Во-вторых, не забываем, что проводим самоанализ. Ищем в ДОУ такие документы:
- Планы ведения воспитательной работы (календарный и перспективный).
- Список осуществленных мероприятий и анализ их эффективности.
- Результаты мониторинга по тому, как воспитанники осваивали программный минимум, учились базовым навыкам и умениям.
- Информация о взаимодействии педагогов с родителями.
Документы будем использовать, составляя аналитический отчет воспитателя на первую категорию или высшую, а также за прошедший год. Прошу, не утоните в формулировках. В официальных бумагах всегда много длинных предложений, которые сложно дочитать до конца. Лучше писать по-человечески. Так, чтоб было понятно проверяющим и себе.
Отчет, над которым мы будем работать, еще называется межаттестационный аналитический отчет воспитателя. Это его второе название. Документ будут читать и оценивать:
- руководитель ДОУ;
- старший воспитатель;
- представители контролирующего ведомства.
Чтобы было нагляднее и понятнее, лучше включить в него таблицы и диаграммы. Не поленитесь, выделите день, чтобы подумать. Попытайтесь вычленить хотя бы несколько моментов, которые можно представить в виде графика или таблицы. В ближайшие годы это будет очень цениться.
Запомните, что проверять будут не соответствие документа общепринятой структуре. А то, как реализовывались методики воспитания, к чему шел и к чему пришел педагог. Надо описать замеченные достоинства и недостатки учебного комплекса, который реализуется. И высказать предложения, как преодолеть проблемы.
Что должен содержать аналитический отчет о работе
Чтобы грамотно и содержательно написать документ, лучше сначала составить план. Когда будете изучать примеры, можно взять план оттуда. Важно писать лаконично. Надо сделать акцент на личных целях и задачах. Это подчеркивает деловые качества воспитателя, индивидуализирует отчет.
Вот рекомендуемая структура документа:
- Краткая характеристика группы. Строго и по делу.
- Цели и задачи, согласно которым проводился воспитательный процесс в истекающем промежутке времени.
- Характеристика образовательной среды. Оцениваем ее по нескольким параметрам. И сравниваем с тем, что должно быть в соответствии с возрастными потребностями. Делаем анализ сильных и слабых сторон педагогической работы.
- Итоги деятельности педагога. Описываем, опять-таки, сильные и слабые стороны воспитанников на базе того, как они осваивали образовательный минимум. Для преодоления проблем делаем коррекционный план.
- Подводим итоги работы с детьми, которые имеют особые потребности в образовании. Это детки с ОВЗ и те, которые требуют дополнительного педвнимания.
- Описываем результаты взаимодействия с семьями детей. У педагога и родителей взгляды на воспитательный процесс могут отличаться. Нужно наладить взаимодействие и проводить мероприятия с родителями. Но не для галочки, а ради реального результата. Это могут быть чаты, круглые столы, совместные соревнования и т.д. Если пишется аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации на 1 категорию, надо дать информацию, насколько родители удовлетворены качеством образовательного комплекса.
- Анализируем личное профессиональное развитие. Указываем тему методической работы, которая реализовывалсь в течение года. Используем такие слова: «приняла за основу, изучила, добилась» и т.д. Надо описать педагогический поиск и то, насколько пополнилась методическая копилка. Стоит указать, что из изученного применялось и какие принесло результаты.
- Итоги проделанной работы, цели и задачи на будущий год. Выделяем плюсы и минусы работы за уходящий год. Последнее – это методики, которые не дали результатов. Ставим задачи на следующий период. Например: «продолжать работу по таким-то областям, сделать более интенсивные занятия по определенному направлению, совершенствовать развивающую среду в группе, улучшить сотрудничество с родителями».
Отдельные рекомендации по написанию
Документ начинается с введения. После итогов и плана за будущее пишется заключение и список литературы. Обязательно надо перечислять все виды деятельности, которые имели место. Вспомнить о них поможет календарный план. Работу нужно не только описывать, но и анализировать. Описательной, аналитической и проектной частью документ будет отличаться от аналогов из интернета. Проектная – это часть, где излагаются планы на будущее.
Что ж, мы рассмотрели, как составляется аналитический отчет воспитателя. Хочу напомнить, что его объем – не главный показатель качества. Важен именно самоанализ, причем из года в год, беспрерывно. По аналитическому разделу старший воспитатель запланирует программу поддержки педагогов на год. А руководитель ДОУ проанализирует компетентность сотрудников и подумает о кадровых заменах.
Аналитический отчет за год и на категорию – не то же самое
Готовя аналитический отчет воспитателя на высшую категорию или первую, стоит учесть некоторые моменты. Например, рекомендую писать объективно то, что есть. К примеру: «Не созданы условия для экспериментальной педработы». Дело в том, что локальные воспительские документы будут изучаться администрацией ДОУ. Они помогут определить спектр имеющихся проблем. И, при должном подходе, найти пути к их решению.
Аналитика за год и при подготовке на категорию действительно может быть оформлена очень похоже. Но разница есть. В первую очередь, она – в целях:
- Перед аттестацией надо показать высокий уровень профессионализма и продемонстрировать достижения.
- В итоговом годовом отчете надо не только хвастаться. Но анализировать пединициативы и их результативность. В этом документе должна быть аналитика. В аттестационном отчете ее может и не быть, хватит лишь достижений.
Обычные аналитические отчеты составляются ежегодно. А аттестационные – раз в 5 лет. Хочу сказать: когда-то я думала, что воспитатель занимается только с детьми. Но нет. На его плечах – большой пласт бумажной подготовительной и отчетной работы. А вам, уважаемые читатели, доводилось сталкиваться с написанием отчетов по долгу службы? На этом прощаюсь!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!