Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
14
Июль

Хотите повысить самооценку ребенка – играйте с ним!

Автор: Татьяна Сухих

Здравствуйте, мои дорогие читатели! С вами Татьяна Сухих и новая тема для раздумий. Вот почему так мало среди моих подписчиков педагогов? А ведь изначально я хотела сделать блог, в первую очередь для своих коллег и всех, кто интересуется воспитанием детей. Возможно, вы, друзья, скажете, что не так? Мне требуется ваша помощь! Позарез нужен хороший материал по теме: влияние сюжетно-ролевой игры на самооценку дошкольников. Перерыла, что называется, весь Интернет, свою методическую копилку, но конкретной информации не нашла. Придется что-то придумывать, но, надеюсь, вы поможете мне?

О полезных книгах

В общем, о восприятии детьми самих себя есть масса хорошей литературы. Например, мне очень нравится книга Новиченковой Е.Ю. о кризисах детского возраста, формировании адекватного самовосприятия. Эта умная книжка должна стать буквально настольной как для родителей, так и для педагогов. Здесь можно найти грамотные, действенные советы по поводу того, как предотвратить истерики, трудности, конфликты в коллективе, и вообще – вырастить здорового человека.

Знаете, о том, каково влияние сюжетно-ролевой игры на самооценку дошкольников, я как-то шибко не задумывалась. То, что во время самого процесса легко заметить, а также охарактеризовать психологический тип ребенка, уровень уверенности его в себе, отношение к нему других ребят, – это естественно и понятно. Но ответить на вопрос, как сюжетно-ролевая игра влияет на самооценку малышей, очень даже затрудняюсь.

Может ли педагог посредством игровых занятий повысить уровень позитивного самовосприятия у дошкольников?

Как известно, дошкольный период является ключевым в жизни детей. Будущее психологическое здоровье малышей зависит от правильно определенного направления развития именно до школы. Но как узнать, как идет развитие, в правильном ли направлении? Как выявить нехорошие тенденции в поведении и исправить их?

Ответ прост: наблюдая за детьми во время их ежедневных забав.

В игре ребенок проявляет все свои стороны – хорошие и не очень. Несложно заметить, как малыш ведет себя по отношению к игрушкам, которые олицетворяют живых существ, к партнерам по игре, к самому себе, наконец. Важно научиться «читать» эти проявления и корректировать личность малыша, как не странно это звучит.

Легче всего выяснить все вопросы с помощью психологических тестов. Только дипломированный психолог может, лишь наблюдая за поведением детей во время игры, нарисовать точный психологический портрет ребенка. Простые смертные могут вооружиться готовыми методиками и протестировать свое чадо или воспитанников группы.

Мне эта проблема видится так: мы можем, используя различные методики, узнать, каково отношение дошкольника к самому себе, а также со стороны сверстников. Кроме того, выясним мнение ребенка о том, как к нему относятся товарищи, родители, родственники. Сделать это можно с помощью теста «Лестница», «Автопортрет» или любого другого. Понятно, что одного тестирования не достаточно. Обычно проводится троекратная проверка.

Тех деток, чьи показатели окажутся низкими, мы направим в правильное русло посредством разных педагогических приемов, которые известны каждому педагогу, в том числе – с помощью сюжетно-ролевых игр. А используя периодическое контрольное тестирование, будем следить за максимальной эффективностью игровых мероприятий, которые мы провели.

Повысить самооценку с помощью игры – это возможно?

Итак, если мы выяснили, что самооценка занижена, а кроме того, в коллективе малыш является изгоем, мы уделяем ему повышенное внимание, но незаметное для самого ребенка и других деток. Мы можем постепенно вводить его в главные действующие лица сюжетно-ролевых игр, при чем, положительных и привлекательных для детей. Нужно создать условия, в которых ребенок почувствует себя значимым и получит одобрение взрослых, а главное – детского коллектива.

Если есть конкретный ребенок с низкой самооценкой, нужно его сблизить с детьми, которых любят в коллективе: усадить за один стол, ставить в пару и выбирать в качестве партнера в сюжетно-ролевой игре. Но не насильственно. Для этого выбираем добрых детей, которые не проявят агрессии к непопулярному в коллективу малышу. Вы слышали, наверное, от детей: не хочу с ним сидеть, стоять, танцевать! Чтобы такое не прозвучало, проявляем наблюдательность, дальновидность и чуткость.

Но все это может не принести плодов, если малыш не будет способен с любовью к самому себе по достоинству сам себя оценить. Нужно не только хвалить деток, но и спрашивать их мнение о том, как они оценивают свои действия, успехи, достижения. Мы, взрослые, обязательно сможем придумать ситуации, в которых конкретный ребенок покажет себя с наилучшей стороны. Мы его хвалим, другие дети признают его достоинства, в конце концов, малыш и сам начнет себя оценивать адекватно.

А что, если самооценка завышена? Это – хорошо?

Это слово – самооценка – имеет прозрачную семантику: «сам себя оцениваю». Мы должны добиться, чтобы дети не только слышали похвалу и оценку, но и сами себя не стеснялись хвалить! Но не хвастаться, конечно. Грань между хвастовством и недооцениванием себя весьма тонкая. Как ни странно, детки с существенно завышенной самооценкой менее любимы в коллективах, чем те, которые себя недооценивают. Да, да! Но при этом критично низкая самооценка приводит к тому, что и окружающие относятся к тебе пренебрежительно.

Короче – беда, если представление о самом себе трагично не совпадает с мнением окружающих о тебе.

Есть приметы, по которым можно навскидку определить уровень самооценки у ребенка. Итак, оптимисты, которые не боятся быть смешными, не страшатся новых и трудных заданий, стремятся попасть в первые ряды везде – они имеют завышенную самооценку. Эти дети часто невнимательны к другим людям, они не замечают, если обидели кого-то, они имеют низкую самокритичность. Им легко живется в любом коллективе, но до поры до времени.

Заниженная самооценка бывает у детей угрюмых, застенчивых, нежизнерадостных. Они стремятся к общению, но считают себя скучными, неинтересными и часто другие дети тоже так считают. Часто эти дети в сюжетно-ролевых играх выполняют роли, которые никому не нравятся и им самим тоже. Они одинаково стесняются своих ошибок и своих побед. Им трудно в коллективе, конечно.

Адекватная самооценка – такие дети гармоничны, они легко идут на контакт и при этом могут избегать конфликтов и разрешать их. Они приятны в общении, могут показывать высокие результаты, но не переоценивают свои способности. Такие ребята никого не раздражают и часто бывают признанными лидерами в коллективе. У них бывают моменты проявлений пониженной или завышенной самооценки, но без перегибов.

При этом стоит знать, что с возрастом у детей происходит изменение в самооценке – от положительной к отрицательной и редко наоборот, хотя неправильные воспитательные моменты могут из хвастунишки сделать забитого и неуверенногов себе малыша…

Эх, какая сложная наука – психология…

А вы умеете определять самооценку? Решила дать вам небольшую разгрузку или загрузку для мозга))) А о том, что это за конкурс с баллами вы можете почитать в статье о здоровье, в ней вы найдёте первый вопрос, кстати сказать ещё ни один человек не отгадал его...  Жду ваши варианты ответов!

На этом буду закругляться, но я думаю, что само значение любой сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие детской самооценки еще не достаточно изучено. Хотя, возможно, я ошибаюсь?

Прошу коллег высказать свое профессиональное мнение о данном вопросе. Давайте вместе разберемся с этим непростым делом!

Подписывайтесь на рассылки и делитесь ссылками в соцсетях!

До скорой встречи!

С уважением, Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Почему сюжетно-ролевая игра важна для детей?

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 6
  • Маргарита
    28.08.2016 в 03:14

    Тема самооценки очень важная, хорошо, что педагоги уделяют этому внимание!

    • Нина
      16.09.2016 в 16:23

      Только педагогам в этом должны помогать и родители. А не спихивать все на других специалистов.

      • Татьяна
        16.09.2016 в 18:11

        Вот это точно подмечено, но не все родители конечно такие, есть и исключения

  • Наталья
    20.07.2016 в 22:24

    Так все-таки что лучше — завышенная или заниженная самооценка? Просто смотрю на своего пятилетнего толстокожего оптимиста-хвастунишку и не знаю, то ли спускать его с небес на землю, то ли пока подождать :p

  • Нина
    15.07.2016 в 02:43

    А я вот почему то подумала так: Иногда дети играя, распределяют друг другу роли и есть такие, которые говорят — Та, я буду дворником или пастухом, потому как я не умею лечить людей и с профессией доктора я не справлюсь. Вот у таких малышей самооценка занижена и тут уже надо беседовать с ребенком. Или я не правильно поняла что — то?

  • Lara
    14.07.2016 в 18:44

    мне кажется, ребенок не может себя реально воспринимать... очень трудный вопрос... я помню себя в детстве, так я до сих не знаю, как охарактеризовать свои ощущения

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика