Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Развитие связной речи у младших дошкольников: постигаем азы родного языка

Дата: 22 октября 2016 в 09:00
Рубрика: Развитие речи

Добрый день или ночь, дорогие читатели моего педагогического блога! Вас приветствует Татьяна Сухих. Хочу более подробно рассмотреть вместе с вами тему: развитие связной речи у младших дошкольников. Детки впитывают все, как губки, поэтому очень важно не упустить момент и сформировать у малышей основы грамотной речи. Детский лепет весьма мил, но не стоит слишком затягивать период лопотания.

Мои наблюдения

По моим наблюдениям, чем раньше начать разговаривать с ребенком полными и правильными предложениями, а не сюсюкать, тем раньше сынок или дочка станут говорить связно и эмоционально грамотно. Именно в младшем дошкольном возрасте – это 3-4 года – наблюдается качественное развитие предпосылок развития диалогической речи.

Вам встречались люди, не умеющие вести диалог? На самом деле, людей, с которыми приятно поговорить, крайне мало. Обычно человек стремится высказаться, он предпочитает монолог, хочет, чтобы его слушали. Но обратной связи часто нет. Хороший собеседник ведет беседу, которая похожа на кидание мяча – то тебе, то мне. А большинство наших сограждан, высказавшись, тебя уже не слушает, глаза пустые, вид отсутствующий…

А бывает, оборвут на полуслове, начнут свое рассказывать, даже не замечая, что ведут себя невоспитанно. Не знаю, с чем связано это явление, возможно, плохое воспитание, острая потребность в общении (одностороннем в большинстве случаев) или просто-напросто – неумение полноценно использовать диалог, как форму социального взаимодействия.

umenie-govorit

Все – хорошее или плохое – закладывается в детстве. Не научившись общаться с людьми в раннем возрасте, дальше будет все сложнее и сложнее жить в обществе. Поэтому так важно чуть ли не с пеленок целенаправленно обучать искусству вести диалог.

Мы, воспитатели, всячески стараемся развить речь ваших детей, но нуждаемся в вашей, родители, поддержке. Вот, рекомендую приобрести очень полезные материалы именно по теме развития речи у маленьких детей.

Что положить на книжную полку?

Я нашла в Интернет-магазине «MYSHOP.RU» отличные методические пособия для родителей и педагогов:

  • «Развитие связной речи»;
  • [urlspan]«Развитие речи младших дошкольников: упражнения с пуговицами и дидактические игры»[/urlspan] – увлекательный сборник практических занятий с детками;
  • «Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа» – это сборник примеров занятий с ребятами третьего года жизни;
  • «Развитие речи дошкольников» – сборник занятий с детками второй младшей группы.

«OZON.RU» представляет на ваш выбор два пособия:

  • «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»;
  • Альбом по развитию речи для самых маленьких – здесь собраны хорошие упражнения, которые помогут родителям планомерно тренировать речь ребенка.

Если вам попросту некогда перечитывать горы методической литературы, то дам один совет родителям маленьких деток: как ни хочется нам подстроиться под трогательный детский лепет, не нужно этого делать. Да, нам очень радостно слышать первые словечки малыша, мы умиляемся его люлюкающей речи, постоянно повторяем его перлы, но тем самым мы сильно тормозим развитие нормальной речи ребенка.

Вы подумайте, разве не приятней будет нам слушать осознанные, правильные предложения ребенка? Такие дети всегда выделяются, они кажутся рассудительней и умнее своих сверстников, которые продолжают в 5 лет высказываться примитивно, не проговаривая хорошо все звуки. Исправлять эту ситуацию намного сложнее, нежели предупредить ее.

Как украшают речь слова вежливости! Приучите малыша говорить «пожалуйста, прошу, спасибо, на здоровье», ведь вы растите человека… Формирование хороших привычек, в том числе и речевых, особенно продуктивно происходит в младшем дошкольном возрасте. Не упустите этот момент!

Что такое, собственно, умение вести диалог?

Чтобы понять важность формирования у детей стойких навыков диалогической речи, нужно разобраться, что собой представляет диалог как форма общения.

dialog

Различают такие виды диалогических умений:

  • Речевые: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми. Ребенок должен понимать, когда можно и уместно начинать беседу, учитывать занятость человека, ситуацию, понимать, когда нужно завершить разговор. Также важно учиться проявлять инициативу в общении, не стесняться переспросить, уточнить, доказать свою правоту. Кроме того, важно освоить умение приводить примеры в разговоре, сравнивать, анализировать факты, возражать или соглашаться. Звучит это все сложно, особенно касаемо маленьких деток, но на деле все происходит исподволь, при активном общении с родителями и другими людьми.
  • Речевой этикет: как знакомиться, как обращаться к человеку, привлекать его внимание, как приглашать в гости, просить о чем-то, как формулировать отказ, как извиняться, сочувствовать, поздравлять и т.д. Здесь очень действенным бывает обучение с использованием тематических картинок, по теме которых ведется беседа с ребенком.
  • Невербальные умения: адекватное использование мимики и жестов в конкретной ситуации. Этот пункт сложный, на самом деле. Специально обучать ребенка театрально жестикулировать в разговоре не стоит, точно так же, не очень правильно показывать малышу, как лучше улыбаться или хмуриться. Дети пусть остаются детьми со своей милой непосредственностью. Постепенно они сами начинают контролировать жестикуляцию и мимику по примеру взрослых.

На что обратить внимание при развитие речи у самых маленьких? Детки младшего возраста лишь постигают тонкости общения. Мы должны развивать у них понимание речи других людей и использовать активную речь как средство общения. Деток учим выражать словами желания, просьбы и отвечать на простые вопросы: Это кто? Какой? Какая? Что делает?

uchim-detej

Взрослые должны побуждать детей задавать вопросы, обращаться с разными просьбами. Малыши учатся инициативной речи, чтобы легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, понимать окружающих и уметь отвечать на их вопросы. Мы на этом этапе подсказываем ребятам, как лучше обратиться к другому человеку, что сказать и как ответить.

Отличный способ развить речь – с помощью сказок. Рассказывая сказки сами, просите ребенка также вам рассказывать сказки. Не ожидайте, что трехлетки вам поведают цельную историю. Задавайте наводящие вопросы, помогайте выйти ребенку из речевого затруднения.

Главное – воспитать привычку у ребенка охотно делиться впечатлениями, рассказывать вам о том, что он делал без вас. При этом следите за выполнением правил речевого этикета. Напоминайте о важности здороваться, прощаться, благодарить и просить разрешения.

Поскольку тема большая, то пока ставлю многоточие…

Понравилась статья? Поделитесь информацией в соцсетях, вдруг кому-то пригодится! Также хотелось бы видеть новых подписчиков в наших рядах.

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Юлия (moreidey.ru)
    22.10.2016 в 19:31

    Полностью согласна, сюсюканье пользы не приносит. Я со старшей дочерью всегда разговаривала правильно, говорить она начала очень рано, и связная речь у нее появилась тоже достаточно рано, специально заниматься этим не пришлось.

    • Татьяна Сухих
      08.01.2017 в 03:00

      У меня старший сын тоже рано стал говорить и достаточно хорошо, а вот с младшим пришлось больше заниматься, да и до сих пор не могу добится чтобы правильно говорил, иногда неправильно составляет предложения. Нужно больше заниматься, но к сожалению не всегда удаётся ;)

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика