Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
10
Июль

Во что играют наши дети – немного теории и виды игр

Автор: Татьяна Сухих

Привет всем, кто по долгу службы или велению сердца читает мой блог! С вами Татьяна Сухих! Стыдно признаться, но мне пришло в голову, что я совершенно не помню, какие бывают виды сюжетно-ролевых игр… Позор. Конечно, изучила методички, пособия, нашла информацию. Но гложет меня сомнение, полный ли перечень получился или я упустила что-то. Прошу вас подсказать, дополнить, если необходимо.

Естественно, у меня есть и всем советую приобрести технологические карты, которые помогают при планировании ролевых занятий в течение года. Классная вещь, правда. Но именно разделения на виды сюжетных мероприятий там нет.

Кстати, немного отвлекаясь от главного вопроса, хочу спросить: те виды сюжетно-ролевых игр, которые вы практикуете с детками, включают в себя экономические темы? Я думаю, данная тематика очень нужна и актуальна в наше время. Мне нравится пособие «Играем в экономику» – здесь поданы разработки тематических мероприятий с дошкольниками, которые развивают сообразительность, смекалку, изобретательность и дают элементарные экономические знания.

 

 

К перечню профессий, которые обыгрываются с детьми, необходимо обязательно добавить бизнесменов, банковских работников. Например, идея для сюжетного занятия «Как Мишка стал бизнесменом». Пусть он набирает в лесу ягод и пытается продать их на рынке. Что у него получилось, придумайте сами.

Экономическое воспитание – важная составляющая в нашей педагогической работе, не так ли?
Но вернемся к вопросу: виды сюжетно-ролевых игр в детском саду. Мне удалось составить какой никакой список, хотя он не является идеальным.

Примерный перечень разновидностей сюжетно-ролевых занятий с дошкольниками:

  1. Бытовые. Это самые популярные виды забав деток всех возрастов. Начиная с «Дочки-матери» и заканчивая воображаемым «Юбилеем бабушки» – все, что относится к семейным ситуациям, называем бытовыми мероприятиями.

  2. Общественные. Все, касающееся жизни человека в обществе – магазины, больницы, почта, парикмахерская, библиотека.

  3. Производственные. Проще говоря – фантазии на тему разных профессий или профессиональной деятельности.

 

 

Какие еще бывают детские сюжетно-ролевые интересные игры?

  • Патриотические и героические. Темы ролевых занятий – защита Родины, полеты в космос, спасение во время ЧС и другие.

  • Литературные. Фантазии по мотивам книг, фильмов, мультфильмов, телепрограмм.

  • Режиссерские. Эта разновидность предполагает, что ребенок сам создает сюжет, используя игрушки, действует, говорит вместо них.

По-моему, это все виды сюжетно-ролевых игр дошкольников. Но, возможно, я ошибаюсь?

Как известно, маленькие детки начинают неосознанно играть, воспроизводя бытовые сюжеты, сцены из жизни. С возрастом тематика значительно расширяется, старший дошкольник использует разнообразные сценки в своих забавах.

Во что играют детки разного возраста?

Малышня первой младшей группы и детки помладше нуждаются в приглашении поиграть. Как я уже не раз писала, но не устану повторять, что мало дать ребенку «орудие» игры – нужно научить играть!

Что нам стоит сказать двухлеткам: ой, кажется, кукла Маша плачет! Давай ее покормим!

Все, сюжетно-ролевая игра «Семья» началась.

Малышам самого младшего возраста можно предложить такие темы: «Обед для куклы и медвежонка», «Поездка в автобусе (маршрутке, троллейбусе, такси)», «Кукла идет в детский сад», «Медвежонок идет в магазин», «Магазин детских игрушек», «Умываем и делаем прическу кукле», «Собачка заболела» и т.п.

 

 

Помните, что двухлетки способны пока в сюжетной игре выполнять знакомые действия, не взяв на себя никакой роли – мама, папа, шофер, продавец. Акцентируйте внимание малыша на том, что нужно делать: поить, кормить, ехать, идти. Не говорите ребенку: давай, ты будешь мамой, а кукла – это твоя дочка. Малыш пока этого не поймет, просто предлагайте что-то конкретное сделать.

  • Дети 3-4 лет должны усложнять сюжет и темы. Так, предложив поиграть в прогулку, нужно напоминать малышу, что куклу нужно подготовить к прогулке: одеть, умыть, причесать, взять что-то с собой. При этом попутно дети осваивают последовательность одевания и название предметов одежды. Какие еще темы нравятся трехлеткам? Это может быть то же, что и выше названо, плюс обязательно играем в строителей, празднуем День рождения куклы, идем в гости к бабушке.

  • Ребята 5-6 лет уже интересуются не только сюжетом игры, но и взаимоотношениями между персонажами. Они заранее выбирают роли, придумывают тему. Шестилетки не хотят брать на себя роли, которые им не нравятся и играют уже не ради процесса, а ради удовольствия от игры. Им уже нужно предлагать множество тем: «Полет в космос», «Задержка преступников», «Тушение пожара», «Оказание медпомощи», «Школа» и еще многое, многое другое.

Мы, воспитатели, сами предлагаем ребятам сюжеты, проявляем фантазию, приобщая детей к сюжетно-ролевым играм, готовим атрибуты, в общем – всячески мотивируем дошкольников.

Родители тоже должны проявлять посильную активность и придумывать, чем занять своих детей. Понятно, что уставшей после работы маме совсем не до игры, но в выходной можно и нужно хотя бы часик посвятить игре с ребенком, если ему не с кем играть. С компанией малышей немного легче, можно подсказать им тему игры, дать атрибуты и просто направлять иногда.

Одна моя знакомая жаловалась, что в их районе в частном секторе вообще нет детей, одни бабки. Когда ее ребеночек был маленький, они искали себе компанию для игр по всей округе. Но потом малыш пошел в садик, затем в школу и кроме как там ни с кем практически не общается. Выходные и каникулы он проводит сам дома. Появилась замкнутость какая-то… Она говорит, что не знала о том, что нужно играть дома с ребенком в сюжетно-ролевые игры, а то бы делала это, чтобы не дать ребенку почувствовать одиночество… Хорошо, если есть братья и сестры, ты никогда не будешь одинок, правда?

 

 

Вспомнилось, как в детстве мы с сестрой забавлялись, используя кусок гипсокартона. Мы сдирали верхний слой бумаги и выпиливали из прессованного гипса разные фигурки. До сих пор не знаю, откуда тогда взялся гипсокартон у нас, но этот факт был.

А в какие игры играли вы в детстве?

Как вы думаете, в какие виды известных сюжетных популярных игр дошкольников мы с сестрой забавлялись? Кто правильно и быстро ответит, тот получит балл! В конце года (учебного) я подведу итоги, награжу победителя! Ищите конкурсные вопросы в моих статьях, набирайте баллы. Успехов вам!

Надеюсь, мы разобрались с вами, какие в садике бывают сюжетные стандартные игры?
Если статья вам показалась полезной, подписывайтесь на новые материалы и делитесь ссылками с коллегами в соцсетях. Обещаю много интересного для педагогов-дошкольников.

До скорых встреч! С уважением, Татьяна Сухих

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 8
  • Юлия
    14.07.2016 в 02:02

    Все верно, законы окружающего мира дети изучают именно в игре, ничего неправдоподобного в этом нет. Например, раз за разом бросая игрушку, малыш узнает о том, что в нашем мире существует закон всемирного притяжения. Естественно, он не знает названий явлений и законов, он просто таким образом проверяет, как они работают.

  • Laralaram
    12.07.2016 в 17:49

    играя, ребенок познает жизнь, учится общению! Мы в детстве все свободное время играли!

    • Татьяна
      12.07.2016 в 21:36

      Все мы когда — то были детьми и это неизбежно))

  • Любовь
    12.07.2016 в 15:52

    Люблю иногда понаблюдать за играющими детками, их модель поведения в играх может о многом рассказать. Зачастую они моделируют в игре отношения взрослых, которые их окружают в семье, где малыши растут.

    • Татьяна
      12.07.2016 в 21:35

      Я часто любуюсь играми детей, каждый день можно сказать, не считая выходные))

  • Нина
    11.07.2016 в 17:56

    Обратила внимание на фотографии, у вас шикарный садик для поселка. Полностью согласна, и физика и математика присутствуют в играх деток. Любая игра- это в первую очередь интересно, а во вторую- развитие.

  • Светлана
    11.07.2016 в 00:21

    Да сейчас столько разных игрушек продают для детей: кукольные дома, магазинчики, наборы для врача и т.д. Детям есть где развернуть свою фантазию. В наше время ничего такого не было, приходилось самим делать из подручных материалов или бумаги и картона. :p

    • Татьяна
      11.07.2016 в 00:56

      Светлана, вы знаете мы и сейчас часто многие вещи, атрибуты, дидактический материал делаем своими руками, как — нибудь я об этом расскажу.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика