Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Как писать самоанализ практиканта?

Дата: 22 августа 2016 в 09:00

Доброго времени суток, друзья! Вас приветствует Татьяна Сухих. Вспомнилось мне не столь далекое студенческое прошлое, моя практика в садике, и как я писала самоанализ практиканта… В то время нам не были так легкодоступны сокровища Интернета, мы списывали друг у друга или искали методическую литературу в библиотеке.

Хотя сегодня все поменялось и информацию легко найти в сети, но теперь другая проблема: слишком много материала, не систематизированного и разрозненного. Мне захотелось немного упростить жизнь студента педвуза и набросать пример – вопросник, который поможет написать самоанализ урока. Отдельно я подам вопросы для самоанализа практиканта в детском саду.

Заглянем в книгу…

Для студентов факультета физвоспитания я нашла на портале «Лабиринт.ру» отличную методичку «Тестовые задания для самопроверки знаний студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания». Здесь есть перечень вопросов для написания качественного и полного самоанализа. Для других факультетов мне пока не попались такие ценные материалы, но я думаю, что на основе тестов для физруков можно написать отчет и по другим специальностям. Если проявить фантазию!

Чтобы составить отчет студента-практиканта, то нужно проанализировать грамотность оценивания школьников, в этом поможет отличное пособие «Педагогическая технология оценки и контроля учебной деятельности». В книге есть помимо теоретических рекомендаций много образцов контрольно-оценочных работ. Купить эту методичку можно на «OZON.RU».

metoddeat

«УчМаг» приглашает студентов, преподавателей и всех заинтересованных специалистов посетить офлайн-семинар «Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление».

Кроме того, портал представляет всем желающим возможность принять участие в еще одном офлайн-семинаре «Электронное портфолио как средство формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся». Этот семинар будет интересен тем учителям и преподавателям, которые стремятся внедрять в работу информационные технологии в школе и вузе.

Как правильно составить письменный самоанализ студенту педагогического вуза?

Итак, с покупками мы закончили, перейду к конкретике: с какого боку подойти к самооцениванию деятельности студента?

Чтобы написать внятный самоанализ урока студента педвуза, нужно знать, по каким критериям следует себя самого анализировать как будущего учителя. Можно писать, что придет в голову, но лучше иметь перед глазами конкретные пункты, которые нужно проанализировать, применимо к себе. Изучив много материалов и систематизировав их, я предлагаю свой пример вопросника для самооценки педагогической деятельности студента.

Вопросник-пример для самооценивания студента:

  • Учтены ли реальные учебные возможности учеников при выборе методов и форм урока? Учтены ли какие-либо особенности отдельных учеников или всего класса при составлении плана занятия?
  • Соответствует ли тема урока блоку учебного материала в целом? Взаимосвязана ли тема данного урока с предыдущим и следующим занятием?
  • Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены и какие выполнены (не выполнены)?
  • Рационально ли выбрана структура занятия, распределено время, соблюдена ли логика урока?
  • Какой был выбран акцент в теме урока и оправданно ли это решение?
  • Какие методы изложения материала были применены и насколько удачно?
  • Какие формы были выбраны для раскрытия темы? Применялся ли дифференцированный подход?
  • В какой форме и какими методами был осуществлен контроль и оценка усвоения навыков и знаний? Оправдан ли этот выбор?
  • Какие средства обучения использовались и насколько успешно?
  • Использовались ли креативные методы при непредвиденных ситуациях, если они были?
  • Каким образом удалось поддержать высокую работоспособность и заинтересованность учеников на протяжении учебного времени? Какие методы были применены?
  • Рационально ли было распределено время на занятии?
  • Отвечает ли занятие современным нормам школьного образования? Использовались ли наглядные пособия, принцип межпредметных связей, ИТК и т.п.?
  • Какая психологическая атмосфера наблюдалась во время занятия? Удалось ли установить контакт с учениками?
  • Все ли поставленные задачи были реализованы? В чем ошибки?
  • Как в дальнейшем студент намерен избегать допущенных промахов?
  • Соответствует ли оценка деятельности практиканта со стороны учителя-наставника самооценке студента? Обоснованы ли были замечания и справедливо ли была похвала?

studenty

Самооценка педагогической деятельности практиканта в детском саду немного проще. Я могу выделить несколько вопросов, которые в достаточной мере позволят самого себя покритиковать или похвалить. Советую не увлекаться одними дифирамбами, пусть хоть пару ошибок будет указано.

Самоанализ занятия практиканта в детском саду:

  • Удалось ли заинтересовать и мотивировать детей к предстоящему занятию?
  • Какая форма была выбрана и почему для постановки цели познавательной деятельности?
  • Удачно ли была выбрана форма изложения учебного материала? Соответствовала ли она возрасту и возможностям ребят? Доступно ли была изложена информация?
  • Какие приемы помогли успешно осмыслить изложенную информацию детьми?
  • Какие наглядные пособия были применены?
  • Какой психологический климат был во время занятия?
  • Как прошло подведение итогов занятия?
  • Соблюдались ли принципы научности, системности, логичности, доступности, наглядности, оптимальности?
  • Удалось ли вызвать творческую активность у детей?
  • Были ли затруднения и как в дальнейшем планируется их устранение?
  • Реализованы ли цели занятия и задачи?

В принципе, можно значительно расширить оба списка или сократить, тут стандартов нет вроде бы.

Надеюсь, кому-то пригодится моя информация! Если вам показались материалы полезными и познавательными, прошу делиться ссылкой с друзьями. Также прошу желающих подписываться на обновления, я буду стараться сделать мой блог интересным.

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Структура написания программы: что изменилось?

5/5 - (1 голос)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • Татьяна
    27.08.2016 в 22:45

    Надеюсь, что остались добросовестные практиканты, которые пишут самостоятельно самоанализ, а не полностью переписывают из интернета. Таким вопросник очень пригодится.

  • Наталья
    25.08.2016 в 18:00

    Интересный вопросник, грамотно составлен. Мне бы такой 18 лет назад, когда проходила практику. Правда, не в детском саду, а в школе, но все равно многое перекликается и можно использовать.

  • Alejandro
    24.08.2016 в 10:27

    Даже не знал, что у гуманитариев это так делается. Я когда руководил практикой — то давал студентам шаблон — они там просто свою характеристику делали на основании выполненных глав пояснительной записки, но это был канеха технич. ВУЗ.. Но у вас тут всё серьёзно.. работа с людими — эхх не простое это дело..

  • Нина
    23.08.2016 в 19:17

    Вот тут я мало чего соображаю), но уверенна что информация для студентов ценная. Помню, когда я училась в университете, то в конце каждого года мы писали свой самоанализ, если его так можно назвать. Просто описывали в конспекте, к чему мы пришли за год, что усвоили, что непонятно и все в таком духе.

  • Юлия (moreidey.ru)
    23.08.2016 в 09:25

    Отличная статья для практикантов, которая поможет научиться работать с детьми максимально эффективно!

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика