Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Диагностика сюжетно-ролевой игры и как ее провести?

Дата: 6 августа 2016 в 09:00
Рубрика: Игры сюжетные

Привет всем, кто читает мой блог! Тема моих рассуждений на сегодня: диагностика сюжетно-ролевой игры и как ее провести? Для чего нужно проводить тестирование (диагностику) различных педагогических процессов, всем нам известно. Но каким образом конкретно применить этот исследовательский метод к ролевым занятиям? Подумаем вместе!

Мне очень помогают в работе тематические пособия. Например, при планировании мероприятий, занятий на весь год хорошим подспорьем оказались технологические карты о моделировании совместной игровой деятельности педагога и детей. Они помогают равномерно распределить различные виды сюжетно организованных забав с малышами на весь год. Все материалы очень удобные, логичные, плюс – полностью отвечают нормам ФГОС.

Но диагностические возможности сюжетно-ролевой игры в этом пособии не рассматриваются, к сожалению…

Радостно, когда твоя работа, нелегкая, причем, дает ощутимые результаты! Приятно, что воспитанники под твоим руководством заметно выросли физически, эмоционально. Все педагоги согласятся: чтобы видеть результат потраченных усилий, необходимо проводить контрольные тестирования до начала работы с детьми, а также к концу определенного периода. В саду, как и в школе, контрольным периодом считается учебный год. Вот в апреле поглядим, чего моя группа достигла.

diagnostika-2

В числе всевозможных исследовательских методик для меня самой интересной, но одновременно непростой является диагностика сюжетно-ролевой игры. Почему? Просто я лично не нашла какого-либо единого примера либо стандарта, как ее сделать. Возможно, у вас есть готовая методика? Поделитесь, пожалуйста! Свои наработки можно присылать через раздел «Предложить статью из опыта работы».

Чтобы разобраться, что такое диагностика сюжетной игры и с чем ее едят, подумаем, зачем нам нужно использовать этот метод исследования.

Какие цели ставит перед собой педагог, исследуя сюжетно-ролевую игру дошкольников?

  • Общие формальные задачи: особенности освоения игрового пространства детьми, продолжительность активной фазы действия, степень речевой активности ребят, нюансы поло-ролевой идентификации, уровень применения предметов-заместителей и т.д.
  • Индивидуальные характеристики конкретных моментов: доминирующий эмоциональный фон действия, взаимоотношения участников процесса, наличие негативных либо агрессивных проявлений, приемы выхода из конфликтных моментов, реакция детей на выход из процесса.

Диагностика сюжетно-ролевой игры дошкольников может сводиться к исследованию одного вопроса, например, изучение субъектной позиции каждого малыша. Либо же можно продиагностировать общую результативность игрового мероприятия.

Рассмотрим, пожалуй, как правильно провести исследовательскую диагностику любой сюжетной игры, чтобы определить уровень усвоения воспитанниками возможностей ролевых забав.

diagnostika-3

Для этого нужна диагностика (анализ) развития стандартной сюжетно-ролевой детской игры по каждому ребенку:

  • Способность применять разнообразные сюжеты;
  • Особенности ролевого поведения;
  • Способность применять предметы-заместители, совершать воображаемые действия;
  • Умение самостоятельно моделировать игровое пространство;
  • Навыки построения сюжета;
  • Способность коммуницировать с другими участниками.

По этим критериям нужно оценить уровень усвоения детьми особенностей и правил ролевых мероприятий. Составляем диагностическую карту, отмечаем баллы по каждому пункту. Таким образом, мы узнаем средний уровень группы в целом и каждого ребенка отдельно. Принято определять оптимальный, достаточный, недостаточный и низкий уровни.

Организовав с детками мероприятие на тему различных бытовых ситуаций (магазин, семья, больница, школа), логично, что после этого проводится диагностика степени социализации наших дошкольников средствами тематической сюжетно-ролевой игры.

То есть, мы исследуем, насколько понятна ребенку та или иная социальная роль человека в обществе, насколько готов малыш к разным житейским ситуациям.

Диагностика всестороннего развития творчества в классической сюжетно-ролевой игре проводится на основании изучения результатов мероприятий с элементами фантазирования или ручного творчества. Это могут быть игры «Строим дом», «На выставке», «Ювелирный салон», «Парикмахерская».

parikmaher

Главная задача любого тестирования либо исследования в том, чтобы проверить, насколько эффективны те или иные методы работы с детьми, которые мы применяем.

В общем, тема вопросов тестирования зависит от цели.

Короче говоря, мы должны выяснить, как меняется ребенок, его мировоззрение, коммуникативные способности, словарный запас, как обогащается жизненный опыт, повышается самооценка, проявляются творческие способности. Кроме того, именно во время игры видны имеющиеся психологические проблемы у малышей и в коллективе.

Также исследование позволит определить наши недоработки и ликвидировать их в дальнейшем.

Возможно, мне не удалось полностью осветить вопрос, как правильно провести педагогическую диагностику сюжетно-ролевой детской игры? Жду ваших откликов и рассуждений. Давайте разбираться с проблемными задачами всем миром!

Делитесь ссылками и подписывайтесь на следующие статьи. Теперь позвольте проститься с вами!

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

Доброго всем дня, посетители и активные читатели моего блога с…

12 комментариев

Какие компоненты сюжетно-ролевой игры — обеспечат результат!

Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами…

17 комментариев

Цели сюжетно — ролевых игр в детском саду

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…

7 комментариев

 

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 3
  • Маргарита
    28.10.2016 в 23:46

    Какая интересная статья! Я очень любила в детстве играть в ролевые игры! Ведь они дают понять, кем ты хочешь стать, когда вырастешь! Очень жду фото к статье!

  • Нина
    15.08.2016 в 15:14

    Хочу отметить, что до нашего знакомства я как то и не разбиралась в анализе сюжетно ролевых игр. Сейчас меня это заинтересовало и я все чаще стала делать на это уклон. Спасибо!

  • Юлия (moreidey.ru)
    14.08.2016 в 17:14

    Ох, мало воспитателям их непосредственной работы при переполненных группах и постоянных перегрузках, так еще и гора документации, в том числе диагностика… Хорошо, что они вообще играют и занимаются с детьми, а не сажают их на 2 часа перед экраном смотреть мультик, как воспитатели в нашем садике (знаю со слов знакомых, дети которых туда ходили, т.к. моя дочка не ходила в садик). А вот выявление психологических проблем ребенка действительно важно.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика